Культура во второй половине XIX в
Книгоиздание в этот период становится одним из видов предпринимательской деятельности. Крупнейшим издателем был Ф. Ф. Павленков (1839−1900), выпустивший в свет 755 книг, придумавший и осуществивший издание знаменитой биографической серии «Жизнь замечательных людей» (в 130 томах). Книги выпускались огромными тиражами по доступным даже для учащихся ценам. Уникальный книгоиздательский проект… Читать ещё >
Культура во второй половине XIX в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Реформы 1860−1870-х гг. в социально-экономической (отмена крепостного права) и политической (учреждение земств, судебная и военная реформы) сферах повлекли за собой серьезные изменения в образовательно-культурной области.
В этот период на культуру влияла острая борьба между консервативной, либеральной и революционно-социалистической тенденциями (схема 175).
Образование
Все звенья системы народного образования подверглись реформированию. 14 июля 1864 г. был принят новый документ «Положение о народных училищах», определивший основы начального образования в пореформенный период. Оно включало в себя школы, относящиеся к министерству народного просвещения (народные училища), к духовному ведомству — Святейшему синоду (церковно-приходские школы), к земствам (земские трехгодичные школы). В значительной степени возросло количество начальных учебных заведений, что привело к увеличению грамотности в России. Если в 1861 г. ее уровень составлял около 7%, то в конце XIX в. — 21,1% (по переписи 1897 г. — включая лиц старше восьми лет).
Основной формой среднего образования стала гимназия, новый устав которой Александр II утвердил 19 ноября 1864 г. Гимназии подразделялись на классические и реальные. Классические гимназии были семиклассными учебными заведениями. Акцент в преподавании делался в них на древние языки — латынь и греческий, а также на гуманитарные предметы. В реальных гимназиях (позднее их начали называть училищами) значительно больше времени отводилось на изучение математики, физики и химии. Выпускники классической гимназии имели право поступать в университеты, а реалисты — только в технические вузы. Обучение было платным и составляло 50−100 рублей в год.
Изменения произошли и в сфере высшего образования. Открылись новые университеты в Одессе (1865) и Томске (1888). 18 июня 1863 г. был утвержден новый университетский устав, дававший университетам значительную автономию. Увеличилось число технических высших учебных заведений, что было обусловлено ускоренным развитием капитализма в России. К концу XIX в. в стране уже насчитывалось более 60 государственных вузов, в которых обучались около 30 тыс. студентов.
Вместе с тем в период контрреформ в 1880—1890-е гг. деятельность правительства в сфере образования стала носить явно реакционно-охранительный характер. Усилилось влияние церкви на школьное образование, предпринимались попытки ограничить прием в гимназии представителей непривилегированных сословий (знаменитый циркуляр 1887 г. «о кухаркиных детях», не рекомендовавший принимать в подготовительные классы гимназий детей кучеров, лакеев, прачек и т. д.). В августе 1884 г. был введен новый университетский устав, упразднивший прежнюю внутреннюю автономию.
Схема 175.
В целом же, несмотря на различные коллизии охранительно-идеологического плана, отечественное образование продолжало свое динамичное развитие.
Печать и книжное дело
Смягчение цензуры в пореформенный период привело к резкому увеличению объемов издаваемой печатной продукции. Видное место в русской периодике заняли журналы, каждый из которых отражал идейно-политические воззрения. «Современник» (до 1866 г.) и «Отечественные записки» были печатными органами демократов, «Вестник Европы» и «Русский Вестник» (до 1862 г.) — либералов, «Русское богатство» — народников. Аналогичная ситуация складывалась и с газетами. «Московские ведомости» под руководством известного общественного деятеля М. Н. Каткова отстаивали консервативные позиции, «Русские ведомости» — либеральные. К концу XIX в. в России уже выходило свыше 100 ежедневных газет, из них 30 — в столицах (Москве и Петербурге).
Книгоиздание в этот период становится одним из видов предпринимательской деятельности. Крупнейшим издателем был Ф. Ф. Павленков (1839−1900), выпустивший в свет 755 книг, придумавший и осуществивший издание знаменитой биографической серии «Жизнь замечательных людей» (в 130 томах). Книги выпускались огромными тиражами по доступным даже для учащихся ценам.
Уникальный книгоиздательский проект осуществили фирмы Ф. А. Брокгауза (Лейпциг, Германия) и И. А. Ефрона (Петербург, Россия), создавшие великолепный, не потерявший своего значения и в настоящее время «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона в 82 томах. Издание вышло в 1890—1907 гг. и стало лучшей российской энциклопедией.