Торговые купола Бухары — Токи-Заргарон, Токи-Саррафон, Токи-Тильпак-Фурушон
Средневековая Бухара была крупным торговым городом, принимавшим купцов из всех районов Средней Азии, Ирана и Индии, России и Китая. Торговый статус Бухары отразился на планировке и застройке города. Крупные улицы в центре выполняли роль базаров, на каждом из которых продавался определенный вид продукции. Для их благоустройства на площадях и перекрестках улиц возводились сложные многосводчатые… Читать ещё >
Торговые купола Бухары — Токи-Заргарон, Токи-Саррафон, Токи-Тильпак-Фурушон (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Архитектурные и исторические памятники Бухары
Средневековая Бухара была крупным торговым городом, принимавшим купцов из всех районов Средней Азии, Ирана и Индии, России и Китая. Торговый статус Бухары отразился на планировке и застройке города. Крупные улицы в центре выполняли роль базаров, на каждом из которых продавался определенный вид продукции. Для их благоустройства на площадях и перекрестках улиц возводились сложные многосводчатые купольные перекрытиям, получившие название «ток» — арка, свод. Сохранилось три таких сооружения: Токи-Заргарон (купол ювелиров), Токи-Саррафон (купол менял) и Токи-Тильпак-Фурушон (купол продавцов головных уборов).
Эти купола «Токи», построенные в XV—XVI вв., перекрывали пересечение улиц, направляли движение, разгружая основную магистраль и организуя торговлю. В них вокруг центрального пространства под куполом размещались торговые лавки и мастерские. По своему архитектурному типу и назначению к куполам «Токи» примыкает тим Абдуллахана. Это крупное многокупольное торговое сооружение, предназначенное для продажи шелка. В центре тима под главным куполом находится большая торговая площадка. Вокруг нее проходит галерея с 56 лавочными секциями, перекрытыми малыми куполками.
Строительство первого здания мавзолея на месте усыпальницы «Шейха Мира», как называли Сайф ад-Дина Бохарзи, было завершено в начале 14 столетия. Это здание не сохранилось до нашего времени. Более позднее здание мавзолея украшает Бухару со второй половины 14 столетия. Его внушительный портал был построен немногим позже. Мавзолей привлекает своими внушительными формами, потрясающей простотой и ясностью архитектурной идеи. Сравнение памятников Бухары 10 столетия с мавзолеем Сайф ад-Дина Бохарзи дает возможность довольно ясно проследить эволюцию архитектурной мысли. Этот мавзолей отличается по своей конструкции, к примеру, от мавзолея Саманидов, который представляет собой одну сводчатую погребальную комнату. Это же здание состоит из погребальной комнаты (гурхана) и поминальной комнаты (зиратхана). Два свода, покрывающие эти комнаты, образуют собой боковой силуэт мавзолея. Отличительной особенностью мавзолея является отсутствие внутренней и внешней отделки. Несмотря на это неизвестный архитектор все же смог наделить свое здание способностью производить неизгладимое впечатление.