Архитектура.
Архитектура Чернигова
Интерьер собора украшали бело-мраморные резные колонны, фрески. Пол из шиферных плит был украшен мозаикой из разноцветной смальты, глазурированными плитками. Для улучшения акустики применялись так называемые связки (керамические амфоры и корчаги, заложенные при строительстве в своды и стены).Хоры были ограждены резными плитами красного цвета, колонны были сделаны из белого мрамора и имели резные… Читать ещё >
Архитектура. Архитектура Чернигова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Спасо-Преображенский собор строили согласно византийским архитектурным традициям. Историки и знатоки древней архитектуры называют планировочно — пространственное решение собора уникальным, поскольку подобной конструкции нет ни в одном из известных храмов Древней Руси. Этот факт можно объяснить таким образом: основатель Спасо-Преображенского собора князь Мстислав (брат Ярослава Мудрого), который до Чернигова княжествовал в Тмутаракани, именно оттуда пригласил мастеров, осведомленных в традициях культового строительства в Малой Азии и Закавказье, где в то время и были распространены подобные храмы.
Архитектурная композиция Спасского собора объединяет базиликальную схему романского происхождения с центрической крестово-купольной византийской системой. Трехнефный, трехапсидный, восьмистолпный, пятибанный.
Прямоугольник плана удлиненный по западно-восточной оси. Башню с северной стороны западного фасада уравновешивала с юга хрещальня в виде небольшой церкви. Стены собора выведены смешанной кладкой, с чередованием кирпича (плинфы) и камня-песчаника на цементном растворе. Внешний защитный шар (штукатурка) не создавался, а лишь в отдельных местах стены затирались розовым раствором с графлением на квадры. Чередование камня, плинфы, розовых полос и орнаментов кирпича придавали фасадам особую живописность.
Криволинейные поверхности многочисленных арок ритмично повторяются, подчеркивая высоту средней части храма. Все внутренние поверхности стен, сводов и столбов имели фресковую роспись.
Интерьер собора украшали бело-мраморные резные колонны, фрески. Пол из шиферных плит был украшен мозаикой из разноцветной смальты, глазурированными плитками. Для улучшения акустики применялись так называемые связки (керамические амфоры и корчаги, заложенные при строительстве в своды и стены).Хоры были ограждены резными плитами красного цвета, колонны были сделаны из белого мрамора и имели резные капители.
Спасо-Преображенский собор — тринефный, его ширина 22,4 метра, длина с апсидами — 35,25 метра, высота от пола до низа свода центральной бани — 30 метров. Внутренний размер храма отвечает современному девятиэтажному дому, широкий фундамент углублен в почву на 2,8 метра, стены, имеющие толщину 1,4 метра, до нашего времени дожили почти не поврежденными. А сложность пространственно-планировочной конструкции сооружения до сих пор заставляет специалистов спорить по поводу того, к какому же типу стоит отнести храм: четырех-, шестиили восьмистолпному.