Почвообразующие (материнские) породы
Возраст почв. Под возрастом почв подразумевается время в течение, которого в данной местности идет почвообразовательный процесс. В разных почвенно-климатических зонах нашей страны почвы начали формироваться в различное время в зависимости от времени освобождения территории от ледника, поэтому возраст их неодинаков. В южных районах биологические процессы протекали дольше, поэтому там… Читать ещё >
Почвообразующие (материнские) породы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Роль почвообразующей породы как фактора почвообразования заключается в том, что она служит субстратом, на котором впоследствии формируется почва. Почвообразующая порода передает почве свой гранулометрический, минералогический и химический состав. От гранулометрического состава породы зависят гранулометрический состав почвы и ее воднофизические свойства: плотность, пористость, влагоемкость, водопроницаемость и др. Эти свойства непосредственно влияют на характер почвообразовательного процесса, минерализацию и гумификацию растительных остатков, скорость передвижения веществ в почвенной толще.
Химический и минералогический состав породы определяют солевой состав, реакцию почвы, содержание элементов питания и направленность почвообразовательного процесса. Особенно большое значение имеет карбонатность и засоленность материнских пород. В таежно-лесной зоне карбонаты способствуют формированию почв с благоприятными физико-химическими свойствами, а в южных зонах на засоленных породах образуются солончаки и солонцы.
Рельеф — важнейший фактор почвообразования, влияющий на перераспределение солнечной энергии и осадков и, следовательно, на характер водного режима почв в зависимости от экспозиции и крутизны склонов. С повышенных элементов рельефа вода стекает по склонам и накапливается в понижениях, что приводит к переувлажнению и заболачиванию почв. С рельефом тесно связан уровень грунтовых вод: на повышениях они опущены на большую глубину, чем в понижениях. Близкое залегание грунтовых вод, особенно при их засоленности в условиях жаркого сухого климата, приводит к образованию солончаков. Рельеф во многом определяет степень водной эрозии почвы.
Рельеф влияет также на тепловой режим почвы: южные склоны всегда более теплые и сухие, чем северные, что создает различные условия для роста и развития растительности и приводит к образованию разных почв. Особенно важна роль рельефа в горных районах, где возникает вертикальная зональность климата, растительности и почв, как следствие понижения температуры воздуха с высотой и изменения условий увлажнения.
Возраст почв. Под возрастом почв подразумевается время в течение, которого в данной местности идет почвообразовательный процесс. В разных почвенно-климатических зонах нашей страны почвы начали формироваться в различное время в зависимости от времени освобождения территории от ледника, поэтому возраст их неодинаков. В южных районах биологические процессы протекали дольше, поэтому там распространены старые почвы — каштановые и черноземы. На севере же, в таежно-лесной зоне почвы более молодые, чем в степной зоне, а самые молодые почвы находятся в тундровой зоне, где территория освободилась от ледника позже всего и там позднее начался почвообразовательный процесс.
Производственная деятельность человека (антропогенный фактор). С начала использования почв, как средства сельскохозяйственного производства, человек изменял условия и интенсивность почвообразовательного процесса, а в отдельных случаях и его направленность, при этом менялись и свойства почв. На разных исторических этапах развития общества с изменением социально-экономических условий существования воздействие человека на почву возрастало. Вмешательство человека путем его целенаправленной деятельности приводит к изменению почв значительно быстрее, чем влияние природных факторов, и, как фактор почвообразования, становится решающим в современных условиях.
Воздействие человека на почву в процессе производственной деятельности заключается в вырубке лесов, осушении болот, орошении засушливых земель, создании искусственных водоемов, посадке полезащитных лесополос, пастьбе скота, внесении удобрений, в т. ч. косвеннодействующих (известь, гипс), обработке почвы и др.
Научно обоснованные приемы агротехники ускоряют ход почвообразовательного процесса и формируют культурные почвы с высоким уровнем плодородия. В тех же случаях, когда почвы используют без учета их свойств с нарушением обоснованных рекомендаций, могут возникнуть такие отрицательные последствия, как эрозия, засоление, заболачивание, загрязнение и другие виды деградации почв, которые приводят к потере почвой плодородия.