Внутренняя политика России при Николае I
Николай I счёл необходимым поощрять развитие промышленности. Для защиты интересов нарождающейся буржуазии были учреждены Мануфактурный и Коммерческий советы. При всей противоречивости принимаемых мер в них прослеживается стремление поднять промышленный уровень России. Однако революционные события в Европе в 1848—1849 гг. положили конец скромным реформаторским попыткам Николая I. Период правления… Читать ещё >
Внутренняя политика России при Николае I (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Период правления Николая I — это последняя предреформенная попытка самодержавия соединить почти несоединимое: сохранить незыблемой политическую систему абсолютизма и, одновременно, пойти на уступки новым требованиям времени в экономике. Путём милитаризации государственного строя Николаю I удалось лишь на время отсрочить проведение более решительных реформ.
Стремясь всячески оградить российское общество от влияния западных идей, Николай I предпринял ряд мер, призванных усилить контроль и надзор за деятельностью административного аппарата, за печатью, системой просвещения, а также усилить личное влияние на все стороны государственной жизни. Правление Николая I характеризуется созданием всевозможных секретных и несекретных комитетов и комиссий по различным вопросам. Под руководством Сперанского была осуществлена кодификация законодательства. Все известные законы были собраны в хронологическом порядке, из них выбраны действующие.
В 1826 г. был создан Комитет по устройству учебных заведений. В его задачу входила проверка уставов учебных заведений, выработка единых принципов просвещения, определение дисциплин и учебной литературы. Университеты потеряли значительную долю былой, из учебных программ были изъяты такие предметы, как естественное право, философия. Однако приостановить процесс распространения образования уже не представлялось возможным.
Сохраняя в неприкосновенности политическую систему самодержавия и не решаясь трогать систему крепостничества, Николай I был вынужден принять ряд мер, ослабляющих зависимость крестьян от помещиков. Запрещалось отдавать крепостных на заводы; ограничивалось право помещиков ссылать крестьян в Сибирь; запрещалось продавать крестьян с публичного торга с раздроблением семьи, дарить или платить ими долги; крестьянам разрешалось приобретать с согласия помещика недвижимость.
В 1839 г. был создан новый комитет, где видную роль играл Киселёв. Итогом работы комитета стал указ 2 апреля 1842 г. «об обязанных крестьянах». Он не отменял указа 1803 г. «о вольных хлебопашцах». Владельцам разрешалось заключать с крестьянами по взаимному соглашению договоры на таком основании, чтобы помещики сохраняли полное право вотчинной собственности, а крестьяне получали от них участки земли в пользование за установленные повинности. До реформы 1861 г. было освобождено всего 27 тыс. крестьян.
Самой крупной мерой в области аграрного вопроса была реформа государственных крестьян, проведённая в конце 30-х годов. Целью реформы было поднять благосостояние этой категории населения и подать пример помещикам по управлению их собственными деревнями. Государственные крестьяне рассматривались как свободные жители, обрабатывающие государственную землю.
Николай I счёл необходимым поощрять развитие промышленности. Для защиты интересов нарождающейся буржуазии были учреждены Мануфактурный и Коммерческий советы. При всей противоречивости принимаемых мер в них прослеживается стремление поднять промышленный уровень России. Однако революционные события в Европе в 1848—1849 гг. положили конец скромным реформаторским попыткам Николая I.