Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Регулирование рынка ценных бумаг Центральным банком РФ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Фондовый рынок России имеет сложную и противоречивую структуру государственных органов, регулирующих этот рынок. Это объясняется масштабной приватизацией, в ходе которой значительная часть государственных предприятий становятся акционерными обществами, создаются инвестиционные фонды, осуществляется первичное разме­щение огромного количества акций приватизированных предприятий, что, в свою… Читать ещё >

Регулирование рынка ценных бумаг Центральным банком РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Под регулированием рынка ценных бумаг понимают упорядочение деятельности на нем всех участников и сделок между ними со стороны уполномоченных организаций.

Внутреннее регулирование — это подчиненность участников рынка ценных бумаг (эмитентов, инвесторов, профессионалов) собственным нормативным документом, т. е. уставу, правилам и стандартам осуществления деятельности.

Внешнее регулирование — это подчиненность деятельности данной организации нормативным актом государства, других организаций, международным соглашением.

Различают также следующие виды регулирования:

государственное регулирование;

общественное регулирование;

рыночный надзор;

саморегулирование.

Нормальное функционирование рынка ценных бумаг наряду с ин­формационной, депозитарно-клиринговой и регистраторской инфра­структурой обеспечивает также регулятивная инфраструктура. Она включает в себя следующие подсистемы:

регулятивные органы, т. е. органы государственного регулирова­ния и саморегулируемые организации;

регулятивные (законодательные, регистрирующие, лицензион­ные, контрольные и т. д.) функции и действия;

правовое обеспечение, т. е. законодательная и нормативная базадеятельности фондового рынка;

этика рынка ценных бумаг.

Роль государства в регулировании рынка ценных бумаг сводится к следующим функциям:

Идеологическая и законодательная функции (концепция развитиярынка, программа ее реализации, управление программой, законода­тельные и нормативные акты для запуска и развития рынка, установле­ние требований к участникам, операционных и учетных стандартов).Стимулирующая функция (создание эффективного механизмаперераспределения денежных ресурсов в наиболее важные и значимыесекторы экономики).

Административная функция (прямое административное регули­рование рынка, применение санкций).

Контрольная и надзорная функции (контроль за экономическойбезопасностью рынка, регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвес­тиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контрольза соблюдением правовых и этических норм).

Арбитражная функция (разрешение споров между участникамирынка через систему судебных органов).

Таким образом, являясь одним из основных регуляторов фондового рынка, государство способствует выполнению таких задач, как:

создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаги обеспечение ее открытости для инвесторов;

формирование системы защиты инвесторов от потерь (в том чис­ле государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);

предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);

предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг, отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства.

Кроме регулятора, государство выступает также в качестве участни­ки рынка ценных бумаг, т. е.:

является эмитентом облигаций федеральных, субфедеральных имуниципальных займов в лице органов федеральной, субфедеральноймуниципальной власти;

является инвестором на рынке фондовых инструментов как вла­делец закрепленных в федеральной и муниципальной собственности Пакетов акций приватизированных предприятий;

выполняет функции профессионального участника в лице Цент­рального банка РФ, являющегося посредником в размещении государ­ственных ценных бумаг и в лице Российского фонда федерального имущества, организующего аукционы по продажам акций приватизи­рованных предприятий.

Существуют следующие модели регулирования государством рынка ценных бумаг:

Первый вариант — регулирование фондового рынка преимуще­ственно сосредотачивается в государственных органах, лишь неболь­шая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил передается государством так называемым саморегулируемым органи­зациям (объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг). Пример — Франция.

Второй вариант — максимально возможный объем полномочий пе­редается саморегулируемым организациям, значительное место в конт­роле занимают не жесткие предписания, а переговорный процесс, ин­дивидуальные согласования с участниками рынка, при этом государ­ство сохраняет за собой основные контрольные, функции и возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования. Пример — Великобритания.

Фондовый рынок России имеет сложную и противоречивую структуру государственных органов, регулирующих этот рынок. Это объясняется масштабной приватизацией, в ходе которой значительная часть государственных предприятий становятся акционерными обществами, создаются инвестиционные фонды, осуществляется первичное разме­щение огромного количества акций приватизированных предприятий, что, в свою очередь, вызывает активное вмешательство в регулирова­ние рынка ценных бумаг Госкомимущества, а также смешанной (бан­ковской и небанковской) моделью фондового рынка, в результате чего регулирующими рынок инстанциями выступают одновременно и Центральный банк, и небанковские государственные органы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой