Регулирование рынка ценных бумаг Центральным банком РФ
Фондовый рынок России имеет сложную и противоречивую структуру государственных органов, регулирующих этот рынок. Это объясняется масштабной приватизацией, в ходе которой значительная часть государственных предприятий становятся акционерными обществами, создаются инвестиционные фонды, осуществляется первичное размещение огромного количества акций приватизированных предприятий, что, в свою… Читать ещё >
Регулирование рынка ценных бумаг Центральным банком РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Под регулированием рынка ценных бумаг понимают упорядочение деятельности на нем всех участников и сделок между ними со стороны уполномоченных организаций.
Внутреннее регулирование — это подчиненность участников рынка ценных бумаг (эмитентов, инвесторов, профессионалов) собственным нормативным документом, т. е. уставу, правилам и стандартам осуществления деятельности.
Внешнее регулирование — это подчиненность деятельности данной организации нормативным актом государства, других организаций, международным соглашением.
Различают также следующие виды регулирования:
государственное регулирование;
общественное регулирование;
рыночный надзор;
саморегулирование.
Нормальное функционирование рынка ценных бумаг наряду с информационной, депозитарно-клиринговой и регистраторской инфраструктурой обеспечивает также регулятивная инфраструктура. Она включает в себя следующие подсистемы:
регулятивные органы, т. е. органы государственного регулирования и саморегулируемые организации;
регулятивные (законодательные, регистрирующие, лицензионные, контрольные и т. д.) функции и действия;
правовое обеспечение, т. е. законодательная и нормативная базадеятельности фондового рынка;
этика рынка ценных бумаг.
Роль государства в регулировании рынка ценных бумаг сводится к следующим функциям:
Идеологическая и законодательная функции (концепция развитиярынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные и нормативные акты для запуска и развития рынка, установление требований к участникам, операционных и учетных стандартов).Стимулирующая функция (создание эффективного механизмаперераспределения денежных ресурсов в наиболее важные и значимыесекторы экономики).
Административная функция (прямое административное регулирование рынка, применение санкций).
Контрольная и надзорная функции (контроль за экономическойбезопасностью рынка, регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контрольза соблюдением правовых и этических норм).
Арбитражная функция (разрешение споров между участникамирынка через систему судебных органов).
Таким образом, являясь одним из основных регуляторов фондового рынка, государство способствует выполнению таких задач, как:
создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаги обеспечение ее открытости для инвесторов;
формирование системы защиты инвесторов от потерь (в том числе государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);
предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);
предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг, отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства.
Кроме регулятора, государство выступает также в качестве участники рынка ценных бумаг, т. е.:
является эмитентом облигаций федеральных, субфедеральных имуниципальных займов в лице органов федеральной, субфедеральноймуниципальной власти;
является инвестором на рынке фондовых инструментов как владелец закрепленных в федеральной и муниципальной собственности Пакетов акций приватизированных предприятий;
выполняет функции профессионального участника в лице Центрального банка РФ, являющегося посредником в размещении государственных ценных бумаг и в лице Российского фонда федерального имущества, организующего аукционы по продажам акций приватизированных предприятий.
Существуют следующие модели регулирования государством рынка ценных бумаг:
Первый вариант — регулирование фондового рынка преимущественно сосредотачивается в государственных органах, лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил передается государством так называемым саморегулируемым организациям (объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг). Пример — Франция.
Второй вариант — максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям, значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а переговорный процесс, индивидуальные согласования с участниками рынка, при этом государство сохраняет за собой основные контрольные, функции и возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования. Пример — Великобритания.
Фондовый рынок России имеет сложную и противоречивую структуру государственных органов, регулирующих этот рынок. Это объясняется масштабной приватизацией, в ходе которой значительная часть государственных предприятий становятся акционерными обществами, создаются инвестиционные фонды, осуществляется первичное размещение огромного количества акций приватизированных предприятий, что, в свою очередь, вызывает активное вмешательство в регулирование рынка ценных бумаг Госкомимущества, а также смешанной (банковской и небанковской) моделью фондового рынка, в результате чего регулирующими рынок инстанциями выступают одновременно и Центральный банк, и небанковские государственные органы.