Федеральные целевые программы
Через его территорию по правобережью Ангары пройдет трасса будущей Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, речной порт Лесосибирск станет и морским портом — основной перевалочной базой многих сибирских товаров, предназначенных для экспорта Северным морским путем. Над этой территорией проходит авиационный коридор — кратчайший путь из Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона… Читать ещё >
Федеральные целевые программы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Важнейшим инструментом реализации насущных региональных задач служат действующие и разрабатываемые федеральные целевые программы — социально-экономические, природопользования, экологические и другие.
Финансируются долгои среднесрочные программы по Нижнему Приангарью, Дальнему Востоку и Забайкалью, Бурятии, г. Братску, рассматриваются такие проекты по Хакасии, Тыве и др.
Широкомасштабной и комплексной является разработанная федеральная целевая программа экономического и социального развития Сибири на 1997—2005 гг., предусматривающая по Восточно-Сибирскому макрорегиону меры государственной поддержки депрессивных и отсталых территорий (Республика Тыва, Таймырский а.о. и др.) путем создания свободных экономических зон, развития геологоразведочных работ, стабилизации и подъема АПК и т. д. Программой намечен целый ряд эффективных проектов освоения восточно-сибирских ресурсов топлива, гидроэнергии, минерального и лесного сырья. С учетом программы «Сибирь» подготавливаются отдельные региональные программы.
Большое значение приобретают программные проекты формирования в составе Ангаро-Енисейского подрайона Восточной Сибири народнохозяйственных комплексов Нижнего Приангарья (Красноярский край) и Прибайкалья (Иркутская область).
К началу рыночных преобразований в России Ангаро-Енисейский регион (АЕР) уже складывался как крупная ресурсо-производственная база. По мощности и производству электроэнергии регион сравнялся с энергетической системой бассейна реки Теннесси — крупнейшей в США и одной из 10 важнейших энергосистем мира. АЕР может стать главной энергетической базой возрождаемой российской экономики подобно тому, как Северо-Западная Сибирь — ведущей нефтегазовой.
В его составе регион Нижнего Приангарья способен своими потенциальными ресурсами обеспечить крупномасштабное производство высокоценной продукции, имеющей устойчивый спрос на внутреннем и внешнем рынках. Прежде всего это свинец, цинк, золото, гелий, редкие элементы, нефть, газ, огнеупоры, лесопродукты.
Регион оказался в центре территориальных проблем. Он рассматривается как опорно-тыловая база будущего Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса в южной части Эвенкии.
Через его территорию по правобережью Ангары пройдет трасса будущей Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, речной порт Лесосибирск станет и морским портом — основной перевалочной базой многих сибирских товаров, предназначенных для экспорта Северным морским путем. Над этой территорией проходит авиационный коридор — кратчайший путь из Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Меридианальный же коридор, проходящий вдоль Енисея и через Северный полюс, связывает Канаду и США со странами Юго-Восточной Азии. Поэтому и возникла необходимость в разработке целевой федеральной программы освоения Нижнего Приангарья.
Программа решает вопросы не только обеспечения условий для рационального использования природных ресурсов региона, способствующих ускоренному и эффективному развитию его производительных сил, но и мобилизации финансово-кредитных, материальных и других ресурсов для структурной перестройки экономики Красноярского края и России.
В разработанных целевых федеральных программах «Сибирь», «Дальний Восток и Забайкалье», Концепции по региону БАМ среди других рассмотрены проблемы хозяйственного освоения региона Прибайкалья, включая Иркутское Приангарье.
В Иркутском Приангарье выявлено 11 месторождений нефти, газа, конденсата с утвержденными запасами 260 млн т, 869 млрд м3 и 30 млн т, а потенциальные геологические ресурсы в десятки раз превышают разведанные. Крупный народнохозяйственный проект связан с освоением Ковыктинского газоконденсатного месторождения (350 км севернее Иркутска). Предполагается не только обеспечить потребности в газе всего Иркутского Прибайкалья, но и экспортировать его путем строительства трансконтинентального газопровода из Сибири через Монголию в Китай, Корею и Японию. Китай становится солидным инвестором проекта. Высвобожденный уголь после перевода на газ тепловых электростанций можно будет направить на Дальний Восток.
Поскольку в Прибайкалье образовались избыточные энергетические мощности, это ставит вопрос о передаче электроэнергии (также как из Нижнего Приангарья после ввода Богучанской ГЭС) в КНР, северные провинции которой энергодефицитны.
Предстоит решить непростую проблему сохранности уникального внутреннего водоема — озера Байкал. Еще в 1992 г. было принято правительственное решение о перепрофилировании целлюлозно-бумажного комбината в г. Байкальске (Иркутская область). В настоящее время специалистами с участием зарубежных экспертов предложен вариант коренной технической перестройки предприятия, включающий отказ от использования в технологии наиболее вредного компонента — хлора, хотя есть серьезные возражения экологов и против данного проекта [2.С.234.] .