Тяжелая нефть или последняя нефть
Конечно, некоторые из ученых инженеров, занимающихся нефтью, поддерживают теорию о неорганическом происхождении нефти. Но если это теория верна, то зачем экономно добывать нефть, думая о потомках, когда через несколько лет запасы сами по себе восстановятся? Может быть, эту теорию специально развивают, чтобы можно было и дальше опустошать запасы нефти и при этом говорить, что ее хватит на многие… Читать ещё >
Тяжелая нефть или последняя нефть (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Топить печь нефтью все равно, что топить ее ассигнациями. (Д.И. Менделеев).
Принято считать, что нефть — это черное золото, но это определение не совсем верное. В зависимости от регионов добычи нефть имеет свои определенные свойства и цвет — зеленая, оранжевая, прозрачная, красная, черная, желтая. И даже вкус нефти из разных месторождений отличается.
Печально осознавать, что с каждым годом становится все сложнее добывать все эти виды нефти. Все реже и реже встречаются выходы нефти на поверхность, даже в знаменитой «нефтяной» республике Татарстан. Это не означает, что нефть в целом заканчивается, просто она уходит все глубже и становится тяжелее ее добывать. Рано или поздно и на новых месторождениях добыча нефти станет тяжелой.
Наверное, мы уже не увидим бьющий из-под земли фонтан нефти. И добыча тяжелой нефти в шахте (как нефтяная шахта в Республике Коми), которая отличается от обычной, будет основным способом добычи нефти в ближайшем будущем.
Конечно, некоторые из ученых инженеров, занимающихся нефтью, поддерживают теорию о неорганическом происхождении нефти. Но если это теория верна, то зачем экономно добывать нефть, думая о потомках, когда через несколько лет запасы сами по себе восстановятся? Может быть, эту теорию специально развивают, чтобы можно было и дальше опустошать запасы нефти и при этом говорить, что ее хватит на многие годы. С той же целью, наверное, было упомянуто и про то, что образуется она в глубинах планеты.
Несмотря на технику 21-го века и разные, но очень дорогие способы охоты за нефтью, находить черное золото удается в куда более скромных масштабах, чем это было в 40х — 60х годах. К примеру, открытие Ромашкинского месторождения нефти в 1943 г. Ветераны рассказывают, что все делали руками, в колхозе арендовали лошадей, но в разгар войны, практически без техники нашли крупнейшее месторождение нефти.
Скважины становятся все дороже, но дают все меньше нефти. Вот скважина в океане стоит уже 20 миллиардов рублей. Вроде бы при росте цены на нефть бурить будет выгодно и в океане, но если взглянуть на ситуацию не с точки зрения денег, а с точки зрения энергии, то становится ясно, что близок момент, когда бурить будет бессмысленно. Почему? Представьте себе, что 20 миллиардов рублей, это не 20 миллиардов рублей, а какое — то количество материалов, на которое затрачено определенное количество энергии. Это наша энергия на входе, которую мы вкладываем, чтобы добыть нефть. нефть месторождение скважина, А потом, скважина начинает давать нефть, и эта нефть содержит определенную энергию. Отношение энергии нефти к энергии на входе называется коэффициентом EROI. В 1943;м, когда открыли Ромашкинское месторождение, EROI был равен 100. То есть вложил единицу энергии и получил 100 единиц энергии. Начиная с 1960 EROI в мире начал падать на 2 в год, и к 2000;му был лишь 20. То есть все чудесные инновации, о которых повествуется в документальном фильме «Тяжелая нефть», никогда не окупят вложенную в них энергию.
Сейчас приходится добывать нефть по капельке, на старых нефтепромыслах, но ведь старыми скоро станут все.
Вагит Алекперов рассказывает автору, что более 80 процентов нефти в России добывается на месторождениях открытых до 1988 года. Два вопроса — более 80 процентов это 81 или 89. И почему до 1988;го. Ответы ошеломляющие. Более 80 — это 89 процентов. А 1988;й, потому что, в 1989;м нашли последнее крупное месторождение нефти в России — Ванкор. И если его посчитать, то фраза должна звучать так — 100 процентов нефти в России добывается на месторождениях нефти найденных до 1990;го.
Действительно, эра легкой нефти заканчивается, и приходится разрабатывать новые технологии не только для добычи трудноизвлекаемой нефти, но и для извлечения сверхтяжелой (битумной нефти). И добыча тяжелой нефти требует новых технологий, более затратных. Так, например, разработана технология извлечения тяжелой нефти на Ашальчинском месторождении, где все оборудование стоит под углом 45 градусов. Это новый и уникальный способ добычи нефти, но нерентабельный. Суммарные запасы нефти в Татарстане составляют по различным оценкам от 2,5 -7 млрд. тонн, а это минимум столько же нефти, сколько на Ромашкинском месторождении добыто за почти семьдесят лет.
Прошло то время, когда мы «нефть черпали ведрами». Нефть добывается с большими затратами, она лежит на больших глубинах, в труднодоступных районах. Поэтому для освоения этих месторождений нужны новые технологии, новое оборудование, новые материалы, новые сплавы.
Просмотрев этот документальный фильм, можно сделать некоторые выводы. Во-первых, то, что в России заканчивается нефть, имеется ввиду легкая нефть. По этой причине начинаются полномасштабные освоения шельфа, внедрение новых технологий по добычи нефти и по разведки месторождений.
Во вторых, уже более двадцати лет, как не было обнаружено месторождений с большими запасами нефти. И это, не смотря на то, что применяются современные методы и новые технологии. Этот факт еще раз доказывает, что нефть заканчивается.
В третьих, для поддержания уровня добычи нефти, начинают использовать старые месторождения.
Завершить свое эссе я бы хотела словами американского конструктора Пола Маккреди: «Ваши внуки просто не поверят, что вы сжигали галлон бензина, чтобы купить пачку сигарет!» .