Перемена в русской торговой политике в царствование Елизаветы Петровны
Некоторые современники, как, например, кн. Я. П. Шаховской в своих записках (которому следуют и некоторые новейшие исследователи, например, Н. Н. Фирсов), думают, что гр. П. И. Шувалов руководствовался, выступая со своим проектом, эгоистическими, корыстными расчетами. Теперь довольно трудно вскрыть действительное соотношение интересов в то время, но более прав, мне думается, гр. Д. А. Толстой… Читать ещё >
Перемена в русской торговой политике в царствование Елизаветы Петровны (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Эта перемена стоит в связи с двумя основными моментами, причинно действовавшими: 1) с развитием привилегированных промышленных компаний, создавших производственный интерес к повышению таможенного тарифа и 2) с фискальными соображениями, с финансовым интересом государства, прикреплявшимися к повышению таможенного обложения.
Мероприятия елизаветинского царствования: отмена внутренних таможенных пошлин 1753 г.
Прежде чем характеризовать этот тариф 1757 г., я должен коснуться другой крупной реформы Елизаветинского царствования, реформы, означавшей целый переворот, а именно отмены внутренних таможенных пошлин.
Петр I в этом отношении сделал шаг назад — он увеличил число внутренних таможенных пошлин. Из этих новых введенных им сборов, так называемая «новоуравнительная пошлина», введенная в 1705 г., в 1714 г. была отменена, но другие — остались. Кроме того, возникли новые налоги, падавшие на торговый оборот. Иногда они возникали в административном порядке — волей губернаторов, присваивавших себе это право, принадлежащее только суверену-законодателю, и фактически упражнявших его в отдаленных провинциях. Ко времени Елизаветы было 17 видов внутренних сборов с торговли, имевших характер таможенных пошлин. Эта система в связи с откупным порядком была в высшей степени тягостна для населения.
В 1747 г. была учреждена комиссия для реформы внутренних таможенных пошлин. Прежде, однако, чем комиссия окончила свои занятия, гр. П. И. Шувалов выступил со своим проектом полной отмены внутренних таможенных пошлин, — и роль его в этом деле толкуется различно. Граф Шувалов был самый крупный представитель той сановной знати, которая, опираясь на свое историческое влияние, захватила, в значительной мере, в свои руки производительные силы страны.
Эта эпоха была вообще эпохой наибольшего развития «монополий» и «откупов»1: в области производства господствовали привилегированные компании, в области собирания государственных доходов широко развилась откупная система. Тем не менее, между компанейщикамимонополистами и откупщиками все же было крупное различие. Как ни безобразна была откупная система, все-таки это был способ получения доходов казной, а монополии в области промышленности — это был способ прямого обирания казны и населения — специальный протекционизм в пользу немногих. Правда, иногда и этот протекционизм имел некоторое производственное значение, но, несомненно, главнейшим образом он был грандиозным орудием захвата производительных сил страны немногими лицами в интересах их личной наживы без малейшего экономического оправдания.
Самой классической фигурой этого рода был Петр Шувалов. Огромные промысловые статьи были отданы ему «в содержание», и он, как крупный предприниматель, был, несомненно, близко знаком с экономической жизнью страны.
Некоторые современники, как, например, кн. Я. П. Шаховской в своих записках (которому следуют и некоторые новейшие исследователи, например, Н. Н. Фирсов), думают, что гр. П. И. Шувалов руководствовался, выступая со своим проектом, эгоистическими, корыстными расчетами[1][2]. Теперь довольно трудно вскрыть действительное соотношение интересов в то время, но более прав, мне думается, гр. Д. А. Толстой, который говорит: «Неправдоподобно, чтобы Шувалов провел целую крупную реформу ради того, чтобы получить льготу, которую он мог бы, пользуясь своим влиянием, получить гораздо проще и легче».
Манифестом 20 декабря 1753 г. были отменены 17 видов внутренних сборов с торговли и перевозки товаров, а казенный недобор, долженствующий отсюда проистечь, был компенсирован добавочным сбором в 13% act valorem, подлежавшим взиманию русскими деньгами со всех привозных и отпускных товаров. Для взимания нового сбора была издана табель нормальных цен.
- [1] Ср.: Фирсов Н. Н. Русские торгово-промышленные компании в первую половинуXVIII столетия. Очерки из истории торгово-промышленной политики. Казань, 1896;Лаппо-Данилевский А. С. Русские промышленные и торговые компании в первой половине XVIII столетия. Исторический очерк. СПб., 1899.
- [2] См.: Фирсов Н. Н. Русские торгово-промышленные компании в первую половину XVIII столетия. Очерки из истории торгово-промышленной политики. Казань, 1896. С. 96 и сл. Объяснение Н. Н. Фирсова весьма искусственно и больше опираетсяна общую характеристику гр. П. И. Шувалова, чем на факты. Сущность этого объяснения сводится к тому, что, когда Шувалов составлял новый таможенный проект, у негоуже имелось в виду и ближайшее его практическое приложение: указать правительствуна убытки для него, составителя новой тарифной нормы, на убытки именно от этоговновь составленного тарифа, и тем самым в виде вознаграждения за якобы понесенные"финансовые ущербы" приобрести от казны в свое владение наивыгоднейшие… горныезаводы и притом за бесценок. (Там же. С. 99).