Территория (территориальное верховенство)
Любое территориальное пространство имеет границы, при этом только граница Российской Федерации имеет статус государственной и регулируется исключительно федеральными правовыми актами и международными договорами. Приграничные субъекты РФ не вправе регулировать вопросы статуса границы с сопредельными государствами. Границы субъектов РФ имеют статус административных, международного значения… Читать ещё >
Территория (территориальное верховенство) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Территория РФ представляет собой не простую совокупность территорий ее субъектов. Из буквального толкования ч. 1 ст. 67 Конституции РФ можно сделать вывод, что такие пространства, как территориальное море, внутренние воды, воздушное пространство являются частью территории только Российской Федерации и не могут включаться в состав территорий субъектов РФ (т.е. территорию субъектов РФ образует только суша, включая острова); соответственно и правовое регулирование региональными правовыми актами в акватории территориальных и внутренних вод, в воздушном пространстве осуществляться не может[1]. Не является территорией субъектов РФ и гак называемая «условная государственная территория» — территория российских посольств и иных представительств за рубежом, палуба судов и кораблей, плавающих под государственным флагом РФ (независимо от порта приписки, базирования судна и его собственника) и т. п.
Любое территориальное пространство имеет границы, при этом только граница Российской Федерации имеет статус государственной и регулируется исключительно федеральными правовыми актами и международными договорами. Приграничные субъекты РФ не вправе регулировать вопросы статуса границы с сопредельными государствами. Границы субъектов РФ имеют статус административных, международного значения ни территория субъектов Федерации, ни их границы не имеют. Изменение их границ возможно по взаимному согласию граничащих субъектов, но с участием федерального центра, поскольку оно должно быть утверждено Советом Федерации (ч. 3 ст. 67, п. «а» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ).
В Определении от 01.12.2005 № 365−0 «По запросу Парламента Республики Северная Осетия — Алания о проверке соответствия Конституции Российской Федерации положений статей 3 и 6 Закона РСФСР „О реабилитации репрессированных народов“» КС РФ подчеркнул, что изменение границ между субъектами РФ нс может затрагивать основы конституционного строя, государственную целостность Российской Федерации, нарушать права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов РФ, Российской Федерации в целом и интересы других государств. Положения Закона РСФСР от 26.04.1991 № 1107−1 «О реабилитации репрессированных народов» о территориальной реабилитации репрессированных народов на основе их волеизъявления (при соблюдении требования об учете прав и законных интересов всех граждан, проживающих на соответствующей территории, исходя из положений действующей Конституции РФ и во взаимосвязи с другими правовыми актами в сфере федеративных отношений, организации государственной власти, защиты прав и свобод человека и гражданина) не могут толковаться как допускающие возможность решения территориальных вопросов, изменения границ между субъектами РФ в одностороннем порядке.
Внутрирегиональное административно-территориальное деление субъекты РФ определяют самостоятельно, по с учетом требований федерального законодательства и исходя из необходимости реализации конституционного права населения на местное самоуправление.
- [1] Данный подход воспринимается не во всех регионах, и нередко принимаются законы (в том числе основные) и иные правовые акты субъектов РФ, исходя из того, что территория субъекта РФ включает указанныепространства — в Красноярском и Краснодарском краях, в Иркутскойобласти и др.