Построение отдельных занятий
Приведенная последовательность чередования направленности нагрузок не является единственно возможной. Не менее эффективна схема, по которой в начале занятия широко применяются упражнения, развивающие аэробную выносливость. В этом случае скоростно-силовые упражнения проводятся в конце основной части тренировочного занятия. Дело в том, что при применении низкоинтенсивных упражнений основная… Читать ещё >
Построение отдельных занятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Тренировочное занятие состоит из трех частей: подготовительной (разминка), основной и заключительной. В ходе разминки проводится подготовка спортсмена к выполнению предстоящей работы. Активность основных систем организма постепенно повышается, обеспечивается оптимальное состояние центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, двигательного аппарата. Подбор упражнений и их соотношение зависят от характера предстоящей работы и индивидуальных особенностей спортсмена.
В основной части занятия решаются его главные задачи. На занятиях комплексной направленности выполняемая работа может быть самой разнообразной и обеспечивать повышение различных сторон физической, технической и психологической подготовленности. На занятиях избирательной направленности ставится задача развития одного качества, для других качеств — поддержание достигнутого уровня развития.
В заключительной части занятия интенсивность работы снижается таким образом, чтобы привести спортсмена в состояние, близкое к дорабочему. Если в конце основной части выполнялись высокоинтенсивные упражнения, то рекомендуется так называемое «компенсаторное» проплывание отрезков 200—300 м (свободно, с произвольной скоростью).
По количеству решаемых задач занятия подразделяются на два типа: комплексной и избирательной направленности.
На занятиях комплексной направленности предусматривается развитие различных качеств и способностей в ходе одной тренировки. Это основной тип занятий для пловцов II разряда и ниже. Комплексные занятия более эмоциональны и предъявляют меньшие требования к психической сфере спортсменов. Упражнения на развитие основного для данного занятия качества планируются, как правило, в первой части занятия. В середине занятия проводятся упражнения, направленные на поддержание других физических качеств. В отдельных случаях возможно их выполнение в конце основой части занятия.
При этом в начале основной части занятия целесообразно развитие скоростных качеств и силовых способностей, а затем — развитие гликолитической анаэробной и аэробной производительности. Это связано с тем, что в начале занятия пловец находится в состоянии устойчивой работоспособности, что благоприятно для решения задач, требующих тонкой нервно-мышечной координации и напряженного внимания к технике плавания. В дальнейшем, по мере нарастания утомления, пловцы переходят к развитию тех или иных видов выносливости. Кроме того, выполнение в одном занятии нагрузки гликолитической анаэробной или алактатной направленности перед аэробными упражнениями усиливает аэробные сдвиги. К увеличению тренировочного эффекта от гликолитического анаэробного воздействия ведет предварительное применение скоростных нагрузок.
Приведенная последовательность чередования направленности нагрузок не является единственно возможной. Не менее эффективна схема, по которой в начале занятия широко применяются упражнения, развивающие аэробную выносливость. В этом случае скоростно-силовые упражнения проводятся в конце основной части тренировочного занятия. Дело в том, что при применении низкоинтенсивных упражнений основная нагрузка падает на кислородотранспортную систему, при этом работоспособность мышечной система остается на достаточно высоком уровне.
Если скоростно-силовые упражнения проводятся в конце занятия, то им должны предшествовать компенсаторное плавание или упражнения на технику, а нагрузка в предыдущей части занятия не должна быть чрезмерной. В то же время выполнение в одной тренировке гликолитических анаэробных нагрузок непосредственно после аэробных ведет к ослаблению анаэробных сдвигов.
В тренировках квалифицированных спортсменов чаще применяются занятия с относительно узкой, или избирательной, направленностью, которые оказывают наиболее мощное влияние на организм спортсмена. Однако при этом рекомендуется применение разнообразных тренировочных упражнений. Спортсмены, применяющие ограниченное количество тренировочных средств, быстро адаптируются к ним. Через непродолжительное время эти средства уже не могут в достаточной мере стимулировать развитие долговременных адаптационных процессов. Поэтому, например, для развития аэробных возможностей целесообразно чередовать различные режимы непрерывной, интервальной и переменной тренировки. В тренировках с малой и средней нагрузкой рекомендуется проводить игры и эстафеты. Работа над техникой проводится на каждом занятии.