Культура, духовная жизнь советского общества в 1920-30-е гг
Но, начиная с 30-х гг., по мере установления в стране тоталитарного режима, усиливается партийный контроль над духовной жизнью общества. В массовое сознание внедряется идеология марксизма-ленинизма. Для этого марксизм максимально упрощается, его делают доступным для понимания даже полуграмотным населением. Идеологическая обработка населения ведется через учебные заведения, с помощью литературы… Читать ещё >
Культура, духовная жизнь советского общества в 1920-30-е гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Просвещение.
В.И. Ленин неоднократно заявлял, что врагом социалистической революции является неграмотность населения: «Неграмотный человек стоит вне политики». Поэтому вопрос о народном образовании всегда был в центре внимания большевиков. В 1919 г. был подписан декрет «О ликвидации неграмотности», по которому все население от 8 до 50 лет было обязано учиться грамоте. С этой целью повсеместно создавались многочисленные школы, курсы, кружки, избы-читальни, где обучались взрослые и дети. В результате к концу 1920;х гг. 40% населения умело читать и писать.
Началось строительство советской школы, которая, по словам Ленина, должна была готовить «строителей коммунизма». Она включала в себя две ступени: 1-я ступень — четыре года обучения, 2-я — пять лет и обеспечивала непрерывность образования, начиная с дошкольных учреждений и кончая вузами. Следует отметить, что в школах 1920;х гг. трудилось много педагогов-новаторов, которые стремились создать новую систему образования, базирующуюся на гуманизме, творчестве, уважении личности ребенка. В школе тех лет было много необычного: не было привычных парт, были отменены урочная система, домашние задания, учебники, экзамены, отметки. Для подготовки к поступлению в вузы молодежи из рабочих и крестьянской бедноты были созданы многочисленные рабфаки. Стала создаваться советская интеллигенция.
Но, начиная с 30-х гг., по мере установления в стране тоталитарного режима, усиливается партийный контроль над духовной жизнью общества. В массовое сознание внедряется идеология марксизма-ленинизма. Для этого марксизм максимально упрощается, его делают доступным для понимания даже полуграмотным населением. Идеологическая обработка населения ведется через учебные заведения, с помощью литературы, искусства, средств массовой информации.
Декретом СНК и ЦК партии от 15 мая 1934 г. была изменена структура единой общеобразовательной школы: упразднялись две ступени и вводились начальная школа, неполная средняя и средняя. После экспериментирования 1920;х гг. были возвращены уроки, предметы, оценки, вводились стабильные учебники, твёрдое расписание, дисциплина, госпрограмма. Вместе с тем усиливалась воспитательная роль школы: ученик обязан был чтить вождя, разоблачать врагов народа, даже если это касалось членов его семьи.
Политика советского руководства в области культуры получила название культурной революции. Её целью было: повышение культурного уровня народа, укрепление марксизма-ленинизма как идейной базы всей духовной жизни общества. В результате к 1937 г. в стране в основном была ликвидирована неграмотность, семилетнее обучение стало обязательным, открылось 20 тысяч школ. Во всех формах, на всех ступенях обучения обязательным было изучение марксизма.