Двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга
Ф. Герцберг предложил двухфакторную теорию мотивации, в соответствии с которой, потребности, мотивирующие работников к эффективному труду, подразделяются на поддерживающие и действительно мотивационные. Поддерживающие потребности связаны с условиями, в которых осуществляется работа: условиями труда, заработной платой, межличностными отношениями, стилем руководства. При недостаточности этих… Читать ещё >
Двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Ф. Герцберг предложил двухфакторную теорию мотивации, в соответствии с которой, потребности, мотивирующие работников к эффективному труду, подразделяются на поддерживающие и действительно мотивационные. Поддерживающие потребности связаны с условиями, в которых осуществляется работа: условиями труда, заработной платой, межличностными отношениями, стилем руководства. При недостаточности этих факторов у работника возникает чувство неудовлетворенности работой, в то же время их достаточность не мотивирует работника к эффективному труду. Действительно мотивационные факторы связаны с сущностью работы: это личный успех, признание и одобрение окружающими результатов труда, возможность профессионального и творческого роста. Они способствуют повышению эффективности трудовой деятельности работников даже в случае их недостаточности.
Теория ожидания В. Врума
В. Врум разработал теорию ожидания, согласно которой работник эффективно выполняет свои функции, если считает весьма вероятным удовлетворение его потребностей в результате достижения поставленной цели.
По Вруму, процесс мотивации — это функция трех факторов ожидания:
- · затраты труда — результаты;
- · результаты — вознаграждение;
- · ценность вознаграждения (степень удовлетворения потребностей).
Взаимосвязь «затраты труда — результаты» (З — Р) представляет собой соотношение затраченных усилий и полученных результатов. Если прямая связь между ними отсутствует, то мотивация ослабевает.
Взаимосвязь «результаты — вознаграждение» (Р — В) — это ожидание определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутые результаты. Если четкая связь между ними не складывается, это негативно отражается на мотивации трудовой деятельности.
Ожидаемая ценность вознаграждения — валентность (V) выражает предполагаемую степень относительного удовлетворения (или неудовлетворения), вследствие получения определенного вознаграждения. В данном случае мотивацию (М) можно выразить формулой:
М = f (З — Р, Р — В, V).
Наибольшая эффективность достигается, когда работники верят, что их усилия обязательно приведут к достижению цели и к получению адекватного (справедливого) вознаграждения.
Из теории ожиданий вытекает ряд требований, которыми следует руководствоваться менеджерам:
- · уровень планируемых результатов, ожидаемых от починенных должен быть высоким, но реально достижим. Высокий и реальный уровень ожиданий менеджера предполагает и высокие результаты работы сотрудников;
- · необходимо установить определенное (известное сотрудникам) соотношение между достигнутыми результатами и размерами вознаграждения;
- · размеры и форма вознаграждения должны устанавливаться в соответствии с потребностями подчиненных, и с учетом того, что люди обладают различными потребностями.