Классификация художественных тропов
Потебня так писал о сущности тропов: «Говоря об украшении речи, мы предполагаем, что мысль в слове может явиться и неукрашенною, подобно тому как можно построить здание, а потом, не изменяя общих его очертаний, прибавить к нему скульптурные и живописные подробности. Таким образом, украшение будет роскошью, исключающею мысль о необходимости». В современном языкознании принята идея, что «корни… Читать ещё >
Классификация художественных тропов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Классификация художественных тропов и других средств языковой выразительности в стилистике.
Вопросами стилистики текста в русской науке начал интересоваться ещё М. В. Ломоносов. В XIX веке этот раздел разрабатывали С. Т. Аксаков (в своих критических работах), А. А. Потебня, А. Н. Веселовский. В формировании представления о стилистике как науке в середине XX века принимали участие многие лингвисты. В первую очередь влияние на современное представление о ней оказали такие учёные как В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, М. М. Бахтин, А. М. Пешковский, Л. В. Щерба. Их последователями стали Ю. С. Сорокин, Д. Н. Шмелев, Д. Э. Розенталь. В современной науке вопросы стилистики разрабатываются многими специалистами.
Исследование функционирования художественных тропов в языке является одной из важных задач стилистики. Исследованием и классификацией тропов занимались, в первую очередь, М. В. Ломоносов, А. А. Потебня, Р. О. Якобсон. В настоящее время одна из авторитетных классификаций предложена Д. Э. Розенталем.
В «Большом энциклопедическом словаре» под редакцией В. Н. Ярцева троп в лингвистическом значении определен как «употребление слова в образном смысле, при котором происходит сдвиг в семантике слова от его прямого значения к переносному».
Потебня так писал о сущности тропов: «Говоря об украшении речи, мы предполагаем, что мысль в слове может явиться и неукрашенною, подобно тому как можно построить здание, а потом, не изменяя общих его очертаний, прибавить к нему скульптурные и живописные подробности. Таким образом, украшение будет роскошью, исключающею мысль о необходимости». В современном языкознании принята идея, что «корни тропеичности следует искать в двуплановости самой структуры языка как знаковой системы и в асимметрии плана содержания и плана выражения». Таким образом, художественный троп появляется там, где форма выражения мысли нарушает принцип экономии речевых средств в пользу поэтической выразительности.
Итак, в данной работе будет использоваться классификация средств художественной выразительности, предложенная в справочнике Розенталя. Помимо собственно тропов, им выделены фигуры речи, то есть особый синтаксис предложения, подчиненный художественно-стилистическим задачам. Эта типология тропов и использована в анализе текста для выделения художественных приемов, используемых Вяземским в тех или иных речевых жанрах.