Зарождение и развитие революционного народничества (идеология, направления, тактика, лидеры)
Революционное народничество 70-х гг. Крестьянская реформа 1861 года оживила деятельность революционеров в России. Они видели рост крестьянских выступлений и ожидали, что волнения могут вполне перерасти в революцию. Летом и осенью в год отмены крепостного права революционеры распространили ряд прокламаций с призывами готовиться к борьбе против самодержавия («Великоросс», «К молодому поколению… Читать ещё >
Зарождение и развитие революционного народничества (идеология, направления, тактика, лидеры) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Революционное народничество 70-х гг. Крестьянская реформа 1861 года оживила деятельность революционеров в России. Они видели рост крестьянских выступлений и ожидали, что волнения могут вполне перерасти в революцию. Летом и осенью в год отмены крепостного права революционеры распространили ряд прокламаций с призывами готовиться к борьбе против самодержавия («Великоросс», «К молодому поколению» и др.). В 1862 году группа революционеров (М.Л. Михайлов, Н. В. Щелгунов, Н. Н. Обручев, Н.А. Серно-Соловьевич, А.А. Слепцов) организовали Федерацию кружков. Эта строго конспирированная организация получила название «Земля и Воля». Организация «Земли и Воли» состоит из группы народников, которые должны были селиться в районах России, на которые наиболее можно было надеяться, что они дадут протестующие элементы или в силу исторической традиции (Волга, Дон, Урал), или на почве сектантства. Вот почему после того, как была закончена организация «Земли и Воли», представители народнической группы организации двинулись на Волгу и на Дон. Вторая группа организации «З. и В.» называлась группой дезорганизаторов. Её задачей была дезорганизация правительства. Во главе организации стоял основной кружок, из членов которого избиралось бюро в кол-ве 3 человек. Членами основного кружка стали те, кто непосредственно участвовал в выработке программы. Программа «З. и В.»: 1) помочь организоваться элементам недовольства в народе и слиться с существующими уже народными организациями революционного характера, агитацией же усилить интенсивность этого недовольства, и 2) ослабить, расшатать, т. е. дезорганизовать, силу гос-ва, без чего, по нашему мнению, не будет обеспечен успех никакого, даже самого широкого и хорошо задуманного плана восстания. В конце 70-х гг. в связи с безрезультатностью работы среди крестьянства и значительным охлаждением к ней со стороны революционной молодёжи часть землевольцев выступила за перенесение центра деятельности из деревни в город и за превращение политического террора в главное средство революционной борьбы. В 1879 г. «З. и В.» разделилась на две самостоятельные организации — «Народную Волю», куда вошли сторонники новой тактики, и «Чёрный Предел», объединивший тех, кто стоял за продолжение пропаганды в народе. «НАРОДНАЯ ВОЛЯ»: в программе, в этом важнейшем документе народовольцев отразились как их сильные, так и слабые стороны. Программа ясно продемонстрировала разрыв с бакунинско-анархистским принципом «полного воздержания от всякой политики» и отрицания гос-ва. Она содержала требования широких демократических преобразований в стране. В ней проявилось стремление народовольцев сплотить все революционные и оппозиционные силы для борьбы с самодержавием. Вместе с тем она отводила важное место террору (который на практике вытеснил все остальные формы деятельности). В программе отразилось ограниченное понимание народовольцами полит. борьбы, которую они сводили исключительно к заговору. М. А. Бакунин (1814−1876), П. Л. Лавров (1823−1904), П. Н. Ткачёв (1844−1885) — виднейшие теоретики народнического движения, представлявшие три основные направления в революционном народничестве — бунтарское, пропагандистское и заговорщическое.