Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Тенденции формирования украинского барокко

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первая связана с глубокими архетипами автохтонной культуры: с середины XVII в. до каменного зодчества переносятся древнейшие композиционные построения народной деревянной архитектуры. Господствующими становятся тридольные, одно-и трехъярусные, крещатые пятидольные и одно-, три-, пятаверхие, девятидольные крещатые, одно-, трех-, пяти-, девятиверхие храмы. Переносится и доминирует чисто народный… Читать ещё >

Тенденции формирования украинского барокко (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наблюдаем четко выделены две тенденции, причем обе имеют источники во времена Княжеского государства и развиваются в своеобразном контрапункте, давая произведения массовые и элитарные, эволюционируя самостоятельно, а иногда переплетаясь и создавая промежуточныетипы.

Первая связана с глубокими архетипами автохтонной культуры: с середины XVII в. до каменного зодчества переносятся древнейшие композиционные построения народной деревянной архитектуры. Господствующими становятся тридольные, одно-и трехъярусные, крещатые пятидольные и одно-, три-, пятаверхие, девятидольные крещатые, одно-, трех-, пяти-, девятиверхие храмы. Переносится и доминирует чисто народный принцип высотного раскрытия внутреннего пространства каждой пространственной участка посредством конструктивного приема так называемого залома, который изобретен, по исследованиям Г. Логвина, еще в XI в.

Вторая тенденция связана с подлинным возрождением забытого — возрождением композиционных структур храмов Киевской Руси. Появляются трехнефная, шестистолпное, одно-, трехапсидное, одно-, трех-, пяти-, семиверхие городские и монастырские соборы. Более поздние из них, те, где трехнефная объеме по продольной оси поставлено три купола, можно считать синтезом двух основных тенденций (тип Святодуховского собора в Ромнах). Следует подчеркнуть, что соборы второго типа — это преимущественно результат храмоздательной деятельности Мазепы, это вообще соборы «гетманского жанра» и знаменуют они наивысший расцвет стиля с максимальным богатством и разнообразием форм. Так что вполне справедливым было бы выделить мазепинский этап развития национального стиля как этап зрелости.

Все это дает основания провести определенные параллели с архитектурой Возрождения или Ренессанса. Ведь объективно существующая противоположность между классическими (Ренессанс) и неклассическими (барокко, маньеризм) культурными феноменами имеется прежде всего в форме произведения. Классичность выражается в стремлении к целостности, внешней и внутренней завершенности, ясно выявленной степени, порядка, четкости структуры. Для неклассического (барочного) мироощущения и соответствующих художественных произведений характерны отсутствие единства, сближение полярных, разноплановых явлений, внутреннее противоречие, принципиальная незавершенность, разомкнутость, открытость формы.

Для классических или ренессансных культурных явлений свойственно строгое следование канону, стремление даже новый смысл заключить в традиционную форму. Неклассическая (барочная) тенденция — не только поиск принципиально новых форм, но и стремление рассадить изнутри канонические схемы и формы, а впоследствии — принципиальный отказ от канона.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой