Введение.
Крестьянская реформа 19 февраля 1861 г.
Сложились условия, при которых возник небывалый экономический спад. Гнилая система эта поддерживала свое существование постоянным беспределом, нарушением своих же собственных законов, произволом, который отметил еще Петрашевский: «жизненный принцип (правительства) — принцип произвола, который, вследствие соучастия в нем всех государственных чиновников, делает из государственного аппарата… Читать ещё >
Введение. Крестьянская реформа 19 февраля 1861 г. (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Реформа 1861 г. была стартовым событием для России. Ведь любая реформа — попытка путем структурной перестройки продлить агонию отжившего строя во имя сохранения власти существующей элиты, являющейся тормозом общественного развития? Это совершается против интересов большинства народа, ценой его обнищания и погибели. Не были исключением и реформы, начатые Александром II.
Пореформенная Россия представляла собой пепелище, на котором хищным вороньем торжествовал новый класс богачей — «чумазых», как называли разбогатевших плебеев народники. Реформа 1861 года, вопреки расхожему мнению, разорила большинство крестьян, пустила по миру коренную Россию. Именно на этот период приходится начало обезлюживания центральных губерний — станового хребта русской нации.
На ужасающую картину народного разорения накладывалась народоубийственная национальная политика. Как и все прошлые и настоящие российские реформаторы, Александр II до мозга костей ненавидел русский народ, зато испытывал пиетет к другим, более «дельным» национальностям. Вот что писал в 1870 году своей дочери поэт Ф. И. Тютчев: «В России господствует абсолютизм, который включает в себя черту самую отличительную из всех — презрительную и тупую ненависть ко всему русскому, инстинктивное, так сказать, неприятие всего национального». Благодаря этой политике русское богатство стало быстро перетекать в инородческие руки.
Сложились условия, при которых возник небывалый экономический спад. Гнилая система эта поддерживала свое существование постоянным беспределом, нарушением своих же собственных законов, произволом, который отметил еще Петрашевский: «жизненный принцип (правительства) — принцип произвола, который, вследствие соучастия в нем всех государственных чиновников, делает из государственного аппарата коммерческую компанию, имеющую целью эксплуатацию страны».
В сердце этой системы и был нанесен удар. Царь — главный чиновник, главный виновник народных страданий, организатор и глава этой «коммерческой компании» — был сражен руками народных мстителей.
Кто же противостоял ему и сотням тысяч его сатрапов? Горстка национальной интеллигенции, лучшая русская молодежь. Принадлежа большей частью к жителям городов, к среднему классу, эти молодые люди были мало осведомлены о действительной жизни народа. По воспоминаниям, оставленным ими, мы можем судить о том, какое действие на них оказало знакомство с действительным народным бытом: «Завеса упала с глаз. „Великая крестьянская реформа“ выявилась в том виде, в каком она была в действительности. Впервые мы узнали, что она дала народу, и негодование охватило нас», — вот общее чувство, объединившее эту молодежь. Из этого чувства родилось стремление помочь народу, научить его элементарным правилам защиты собственных интересов, приемам противостояния произволу чиновника и лихоимству эксплуататора.
В данной работе я попытаюсь проанализировать оправданность такого подхода к рассмотрению крестьянской реформы 1861 г.