Трансфертные цены.
Анализ учета и контроля издержек производства и продаж продукции на примере ОАО "Хлебокомбинат"
Наличии устойчивых рыночных цен на продукцию, работы, услуги центров ответственности. На практике рыночные цены подвергаются частым колебаниям по различным причинам, в том числе по причине установления различными поставщиками разных цен на одинаковые товары. При определении затратных трансфертных цен за основу принимают нормативные (стандартные) затраты. Если цены устанавливать на основе… Читать ещё >
Трансфертные цены. Анализ учета и контроля издержек производства и продаж продукции на примере ОАО "Хлебокомбинат" (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Трансфертная цена — это цена, по которой центр ответственности передает свою продукцию (работы, услуги) другим центрам ответственности внутри организации или пролает продукцию (работы, услуги) на сторону (другой организации).
Трансфертные цены применяются в основном, в центрах прибыли и центрах инвестиций. Иногда их применяют и в центрах затрат.
Если продукция (работы, услуги) центров ответственности потребляется целиком внутри организации, то трансфертная цена является чисто учетной и не оказывает влияния на финансовое положение организации. В этом случае трансфертная цена служит средством объективной оценки деятельности центров ответственности.
Когда центры ответственности имеют право самостоятельно выходить на внешний рынок со своей продукцией, выбирать покупателей, определять объемы продаж и цены на свою продукцию, трансфертная цена становится важным самостоятельным показателем, оказывающим существенное влияние на финансовое положение организации.
В настоящее время используют три основных метода определения величины трансфертных цен:
на основе рыночных цен;
на основе затрат;
договорные трансфертные цены.
При наличии соответствующих условий предпочтение отдается первому методу, поскольку рыночные цены достаточно объективны, они дают возможность оценивать деятельность центров ответственности на основе финансовых результатов.
Применение рыночных цен в качестве трансфертных возможно:
при достаточно высокой степени децентрализации управления, при которой центры ответственности обладают полномочиями продавать и покупать продукцию как в своей организации, так и на стороне;
наличии устойчивых рыночных цен на продукцию, работы, услуги центров ответственности. На практике рыночные цены подвергаются частым колебаниям по различным причинам, в том числе по причине установления различными поставщиками разных цен на одинаковые товары.
Затратные трансфертные цены устанавливаются на основе:
переменных затрат;
полных затрат;
полных затрат плюс прибыль.
Решение о выборе соответствующей затратной трансфертной цены обычно принимается высшим руководством организации из-за возможных разногласий у центров ответственности.
При использовании в качестве цены переменных затрат цены не возмещают постоянные затраты и не предусматривают получения прибыли. В этой связи цены на основе переменных затрат неприемлемы для центров прибыли и центров инвестиций. Они могут использоваться только в центрах затрат.
Цены на основе полных затрат также не предусматривают получения прибыли, поэтому применяются только в центрах затрат.
Трансфертные цены на основе полных затрат плюс прибыль, предусматривающие получение прибыли, могут использоваться во всех центрах ответственности.
При определении затратных трансфертных цен за основу принимают нормативные (стандартные) затраты. Если цены устанавливать на основе фактических затрат, то у продающего продукцию центра ответственности снижаются стимулы снижения фактических затрат.
При установлении рыночных и затратных трансфертных цен между покупателями и продавцами часто возникают разногласия. В этих условиях цены можно установить на основе переговоров. Кроме того, установление цен на основе переговоров целесообразно осуществлять по ряду других причин. Например, продающему центру ответственности выгодно установить цены на продукцию ниже рыночных для сохранения своего бизнеса и завоевания нового рынка. Договорные трансфертные цены часто используют транснациональные корпорации в их внутрифирменном обмене с целью уменьшения налоговых и таможенных выплат.
Переговоры о величине трансфертных цен нередко не дают положительного результата, особенно в тех случаях, когда продавец «покупатель технологически связаны между собой и не могут по своей воле выбирать делового партнера. В этих условиях для решения споров по трансфертным ценам целесообразно использовать арбитражный суд. [4, с. 139−140].