Принцип «медианного голосующего»
Данная модель предполагает, что при наличии индивида (или комитета, организации), который обладает монопольным правом на определение вопросов в повестке дня голосования («установщик», или. setter), возможна ситуация, когда позиция «медианного избирателя» будет побеждена. Пусть «установщик» предпочитает политику, отображенную точкой Б. Тогда весь массив голосов в пространстве, А — А' будет… Читать ещё >
Принцип «медианного голосующего» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Изучение результатов голосования показывает, что, как правило, предпочтения депутатов группируются вокруг одной, двух или немногих позиций. Одно-, двухи несколькополюсные распределения голосов поставили вопрос об условиях группировки и о победе одной из них при голосовании по правилу большинства. Теория рационального выбора предложила свой ответ, увязав его с позицией некоего «медианного голосующего». Модель (при одномерном распределении предпочтений, т. е. «больше — меньше», «за — против» и т. д.) предполагает, что индивиды голосуют стратегически, т. е. выбирают максимально выгодную позицию при данных условиях. В ней предпочтения индивидов располагаются на некоем континууме, включающем крайние точки предпочтений, как правило, для политики — это «крайне левые» и «крайне правые». Каждый избиратель представлен некой функцией предпочтения, достигающей максимума в определенной «идеальной точке», к которой он и будет стремиться. Эта точка фиксирует то предпочтение, которое индивид рассматривает в качестве наилучшего для себя. Модель предусматривает, что на повестке стоит один вопрос, который и будет выступать точкой, отстоящей от некоторой позиции статус-кво. «Медианным голосующим», соответственно, будет тот, кто займет место между точками, разделив всех голосующих на две равные группы. Предположим, что решается вопрос, обозначенный точкой А', которая отстоит на некотором расстоянии от статускво, обозначенном точкой А. Следовательно, «медианный голосующий» займет позицию М. Представим это распределение на рис. 13.3.
Рис. 13.3. Принцип «медианного голосующего».
Пусть может предлагаться любая альтернатива, которая будет отличаться от статус-кво. Победитель устанавливает новый статус-кво, и так до тех пор, пока все предложения не иссякнут. В целом при наличии одного вопроса «идеальным пунктом» решения всегда будет позиция «медианного избирателя».
Именно она определяет стабильность альтернативы. Альтернатива, близкая к позиции «медианного избирателя», побеждает.
Данная модель предполагает, что при наличии индивида (или комитета, организации), который обладает монопольным правом на определение вопросов в повестке дня голосования («установщик», или. setter), возможна ситуация, когда позиция «медианного избирателя» будет побеждена. Пусть «установщик» предпочитает политику, отображенную точкой Б. Тогда весь массив голосов в пространстве, А — А' будет направлен против позиции Б. Для того чтобы победить, «установщик» выберет ближайшую к своей позиции точку из пространства, А — А', которой в данном случае будет точка А'. Включение в модель «установщика» выразилось также в парадоксе: чем хуже статус-кво для «медианного избирателя», тем хуже результат политики, навязанной «установщиком», занимающим крайнюю позицию[1].
- [1] Weingast В. R. Political Institutions: Rational Choice Perspectives // A New Handbookof Political Science / R. Goodin, H. D. Klingemann (eds.). P. 171.