Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Знания о мире и человеке, уровень технического и технологического развития в древних цивилизациях

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тема эта настолько обширна, предмет — естественнонаучные представления и технологические знания древних цивилизаций — столь нечеток и трудноопределим в силу синкретичное™ древних культур, что, прежде чем говорить о существующих точках зрения ученых по этому вопросу, необходимо систематизировать их по нескольким критериям, которые могут быть выражены через ряд оппозиций. В приведенных ниже… Читать ещё >

Знания о мире и человеке, уровень технического и технологического развития в древних цивилизациях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Древние предпочитали промолчать, стыдясь, что могут не поспеть за словом[1].

Конфуций

Проблемное поле

Насколько правомерно включение периода древних цивилизаций в курс «История науки» или «История науки и техники»? Для большинства историков науки правомерность неочевидна, поскольку они придерживаются жесткой позиции, которая относит истоки науки к XVII в. или в крайнем случае к Античности. При этом, на наш взгляд, они отходят от принципа историзма и упускают важную связь явлений. Включение этой темы в курс необходимо, дабы показать, что появление науки именно в XVII в. обусловлено исторически и что наука эта тесно, хотя и отнюдь не линейно, связана с тем, что принято неопределенно называть «естественнонаучные представления древних цивилизаций».

Древние цивилизации могут быть названы протонаучными как, но содержанию и объему естественнонаучных знаний (хотя, конечно, в те времена эти знания никто не называл таковыми, да и в самостоятельном виде они не существовали), так и по формам, в которых они воплощались. Социальное усложнение общества, возникновение письменности, разнообразие форм деятельности, необходимость дифференциации способов передачи знаний (обучение, появление первых школ, например вавилонской э-дубы) и т. д. создали возможность и необходимость концентрации и накопления рациональных знаний о мире и человеке.

Без понимания развития знаний в этот период невозможно понять феномен «осевого времени», европейскую Античность (прежде всего «греческое чудо») и тем более последующие периоды.

Сегодня учеными накоплен огромный материал по многим цивилизациям древности; его масштабы столь значительны, что это создает определенные трудности. В какой мере и в каком объеме в нашем курсе должны быть представлены различные древние культуры? Каким инструментом измерить их вклад в то, что мы сегодня называем научной деятельностью? Излишний европоцентризм малопродуктивен, но оценить все связи и взаимовлияния всевозможных культур представляется почти невыполнимой задачей.

Самая сложная проблема в историко-научных исследованиях древних цивилизаций — выделение предмета рассмотрения. Поскольку никакой науки в то время не существовало, то нет и «однозначных» источников по истории научного знания: все имеющиеся источники — это источники по истории единой недифференцированной культуры. Обычно выделение предмета историко-научного рассмотрения происходит упрощенно: идентифицируются известные термины и процедуры и устанавливается прямая связь между ними и позднейшими науками — начала математики, начала ботаники и т. д. Такой подход вряд ли адекватен, но других нет, и поиск их — актуальная методологическая проблема.

«Стратегической» целью этого раздела (и соответствующего направления в истории науки) является попытка приблизиться не столько к пониманию «истоков науки» в древних цивилизациях, сколько к формированию в них самой «научности» и ее постепенного отграничения от других форм познавательной деятельности. В связи с этим необходимо собрать вместе «разнокалиберный» материал по естественнонаучным и технологическим представлениям изучаемого периода, провести его первичную систематизацию и попытаться на конкретном материале показать первичные процессы кристаллизации (выделения, появления, создания…) рационального, очищающегося от культа, знания о мире и человеке.

Тема эта настолько обширна, предмет — естественнонаучные представления и технологические знания древних цивилизаций — столь нечеток и трудноопределим в силу синкретичное™ древних культур, что, прежде чем говорить о существующих точках зрения ученых по этому вопросу, необходимо систематизировать их по нескольким критериям, которые могут быть выражены через ряд оппозиций. В приведенных ниже таблицах мы приводим несколько вариантов такой систематизации, исходя из масштабности ее критериев.

Таблица 7.1

Систематизация по наиболее общим критериям.

Естественнонаучных знаний не было.

Естественнонаучные знания были.

Естественнонаучные знания были отрывочны и примитивны.

Естественнонаучные знания были системны и достигали высокого уровня.

Естественнонаучные представления формировались в каждой цивилизации независимо.

Естественнонаучные представления имели один центр формирования.

Все естественнонаучные представления являются производимыми от культа.

Это можно утверждать не обо всех естественнонаучных представлениях.

Систематизация по критериям средней общности.

Астрономия возникла из нужд составления календаря.

Календарь появился как результат астрономических наблюдений.

Математика появилась как результат практической деятельности.

Математические знания имели достаточно независимый характер развития.

Таблица 73

Систематизация, но частным критериям.

Египетские пирамиды строились целиком из каменных блоков.

Пирамиды — результат облицовки скальных оснований.

«Доски» из захоронения Хеси Ра — лишь художественное произведение.

Эти «доски» — информационная модель древнеегипетского канона.

  • [1] Цит. по: Афанасьев 10. //., Воронков 10. С., Кувшинов С. В. История науки и техники: конспект лекций. М.: Изд-во РГГУ, 1998. С. 66.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой