Практическое занятие.
Биология медоносной пчелы и пчелиной семьи
По данным, полученным в первом и втором опытах, вычерчивают график зависимости между расстоянием от кормового столика до улья и скоростью танцев. На горизонтальной оси откладывают расстояние от кормового столика до улья (20, 100, 200, 400, 600, 800, 1000 м), на вертикальной — число прямолинейных пробегов за четверть минуты, соответствующее данному расстоянию. Из точек по горизонтали… Читать ещё >
Практическое занятие. Биология медоносной пчелы и пчелиной семьи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Цель. Провести наблюдения: за выполнением отдельных работ рабочими пчелами, передачей корма, круговыми и восьмерочными сигнальными движениями пчелы, посещаемостью рабочими пчелами медоносных растений.
Необходимое оборудование и материалы. Пчелиные семьи, наблюдательные ульи, кормовой столик, кормушки, сахарный сироп.
Методика проведения. Занятие проводят на учебной пасеке. Для наблюдения за поведением рабочих пчел внутри гнезда используют наблюдательный улей на одну или две рамки. Подопытных пчел разного возраста предварительно метят красками различного цвета.
Как правило, в ульевой период они выступают в ролях: чистильщиц ячеек для очередной генерации расплода; кормилиц, секретируя молочко, являющееся кормом для личинок и матки; приемщиц корма; переносчиц корма; строителей сотов.
После ульевого периода они переходят к сбору меда. Обычно из семьи сначала вылетают лишь отдельные особи, так называемые разведчицы, которые, вернувшись в улей после обнаружения того или иного источника корма, начинают проделывать сигнальные движения. Студентам рекомендуется пронаблюдать за движениями, информирующими пчел о наличии корма в естественных условиях.
Для проведения опытов по изучению сигнальных движений в первую очередь нужно выбрать направление от улья до места постановки кормового столика.
Опыт первый. Кормовой столик, на который приучены летать 10—15 меченых пчел, постепенно в течение 1—2 ч удаляют от улья на расстояние 20 м. Все время наблюдают за поведением этих пчел, прилетевших в свое гнездо с кормом. Эти особи совершают серию специфических движений, в том числе прямолинейные пробеги по сотам с характерным виляющим движением брюшка и вибрацией крыльев и пробеги по полукругу. Каждый из этих двигательных компонентов имеет определенное сигнальное значение и, как правило, зависит от степени удаленности источника корма от улья. По секундомеру определить число полных циклов сигнальных движений за четверть минуты.
Опыт второй. В течение 2—3 дней кормовой столик с кормушками, наполненными сахарным сиропом, постепенно удаляют на 1 км. Причем когда столик будет находиться на расстоянии 20,100,200,400,600,800,1000 м, надо обращать внимание на сигнальные движения меченых пчел. Для каждого из указанных расстояний по секундомеру определяют число прямолинейных пробегов за четверть минуты. На основании 10—15 танцев вычисляют средние показатели.
По данным, полученным в первом и втором опытах, вычерчивают график зависимости между расстоянием от кормового столика до улья и скоростью танцев. На горизонтальной оси откладывают расстояние от кормового столика до улья (20, 100, 200, 400, 600, 800, 1000 м), на вертикальной — число прямолинейных пробегов за четверть минуты, соответствующее данному расстоянию. Из точек по горизонтали восстанавливают перпендикуляры до пересечения с соответствующими перпендикулярами из точек на вертикальной оси. Точки пересечения соединяют. Полученный при этом график показывает, что с увеличением расстояния темп сигнальных движений замедляется.
Контрольные вопросы и задания
- 1. Какие важнейшие факторы обеспечивают поддержание совместной жизни особей пчелиной семьи?
- 2. Дайте определение феромонам.
- 3. Какие феромоны найдены у медоносных пчел и какова их роль в координации поведения пчелиной семьи?
- 4. Какая система сигнализации существует в пчелиной семье?
- 5. Как пчелиная семья узнает о присутствии своей матки?
- 6. Какие работы и в каком возрасте выполняются рабочими пчелами в активный период?