Искусственные сооружения.
Комплексная механизация строительства
По материалу пролетных строений различают железобетонные, металлические, каменные и деревянные мосты. Наиболее прогрессивны сборные железобетонные мосты. Металлические мосты, а также сталежелезобетонные (с пролетными строениями из стали и железобетона) строят преимущественно при пролетах длиной свыше 120−150 м. Каменные мосты вследствие высокой стоимости и большой трудоемкости строят очень редко… Читать ещё >
Искусственные сооружения. Комплексная механизация строительства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Искусственные сооружения устраивают в местах пересечения автомобильной дорогой рек, ручьев, оврагов, балок, других дорог. Большую часть водопропускных сооружений на дорогах (90−95%) строят в виде одноочковых или двух-, трехочковых труб (рис. 1.5). Они удобны, так как не меняют условий движения автомобиля, поскольку их можно располагать при любых сочетаниях плана и профиля дороги. Трубы не стесняют проезжую часть и обочины, не требуют изменения типа дорожного покрытия.
Трубы собирают из железобетонных элементов, изготовленных на заводе или полигоне. Сечение труб — круглое или прямоугольное; диаметр — не менее 0,75−1,0 м. При длине труб более 20 м рекомендуется минимальный диаметр 1,25 м. В их конструкцию входят фундамент, основные звенья, оголовки — концевые звенья, поддерживающие откосы насыпи, и открылки.
Комплекс сооружений, который строят при пересечении дорогой большой реки, называют мостовым переходом. В него входят: собственно мост; подходы к мосту — земляные насыпи с укрепленными против подмыва откосами, располагаемые в пределах возможного разлива реки на повышенных частях речной долины — поймы; регуляционные сооружения, защищающие мост от подмывов и повреждений текущей водой. К регуляционным сооружениям относят струенаправляющие дамбы — незатопляемые укрепленные узкие насыпи. Сечение струенаправляющих дамб криволинейное и плавно должно подводить пойменные воды к отверстию моста. В ряде случаев регуляционные сооружения строят также для укрепления берегов насыпей.
Рис. 1.5. Конструкции круглой трубы отверстием 1,25 м:
1 — граница мощения; 2 — обмазочная гидроизоляция; 3 — гравийно-песчаная подготовка; 4 — цементный раствор Мосты классифицируют на автодорожные, железнодорожные, совмещенные (для автомобильной и железной дорог), пешеходные, акведуки, мосты-каналы. По месту расположения мосты бывают городские и на дорогах вне города, а по типу пересечения — мосты через водотоки, путепроводы (через дороги), виадуки (через безводные препятствия — овраг, ущелье, долину и пр.), эстакады. Основные элементы — опоры и пролетные строения моста, перекрывающие пространство между опорами. В зависимости от числа пролетов мосты бывают однои многопролетными, от системы конструкций пролетных строений (рис. 1.6) — балочные, арочные, консольные, висячие и т. д., по расположению проезжей части относительно несущей конструкции — с ездой поверху, понизу или посередине. По сроку службы мосты бывают постоянные, рассчитанные на многие десятилетия и сооружаемые из долговечных материалов, и временные — облегченной конструкции из менее долговечных материалов. Мосты с подъемным, поворотным или раскрывающимся пролетным строением для пропуска судов называют разводными.
По материалу пролетных строений различают железобетонные, металлические, каменные и деревянные мосты. Наиболее прогрессивны сборные железобетонные мосты. Металлические мосты, а также сталежелезобетонные (с пролетными строениями из стали и железобетона) строят преимущественно при пролетах длиной свыше 120−150 м. Каменные мосты вследствие высокой стоимости и большой трудоемкости строят очень редко. Деревянные мосты строят преимущественно на местных дорогах в районах, богатых лесом. С развитием химии полимерных материалов применяют деревянные мосты с использованием клееных элементов. Основные параметры моста: величина отверстия, определяемая пропуском наибольшего (расчетного) расхода воды во время половодья или ливня; система, материал и конструктивная схема с разбивкой отверстия на отдельные пролеты; полная длина моста; конструкция опор моста и их фундаментов; геометрические номинальные размеры отдельных элементов моста. Основные параметры и генеральные размеры устанавливают в процессе проектирования моста и мостового перехода на основе данных специальных изысканий. Мосты должны безопасно пропускать паводковые воды, ледоход и плывущие по реке предметы (корчи, бревна и т. п.). При пересечении водных путей учитываются требования судоходства и лесосплава. В частности, назначают соответствующие подмостовые габариты и расположение судоходных пролетов в местах устойчивой трассы водного пути.
Рис. 1.6. Искусственные сооружения:
а — балочный мост с ездой поверху; б — мост со сквозной фермой — езда понизу; в — арочный мост; г — арочноконсольный мост; д — рамный мост; е — висячий мост; ж — мост комбинированной системы (бсзраспорная арка с балкой жесткости — затяжкой); з - труба; и - схема мостового перехода;
/ - насыпь (подход к мосту); 2 — пролетное строение; 3 — устой; 4 — опора; 5 — мост; 6 — струенаправляющая дамба; 7 — регуляционное сооружение