Этапы развития науки
А. Кулагин и В. Логинова считают, что практически любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее новый спрос, является инновацией. Эта позиция является обоснованной, если рассматривать инновации с точки зрения предприятия (т.е. на микроуровне). Для предприятия, стремящегося выжить в условиях конкуренции, любое усовершенствование направлено на создание дополнительного… Читать ещё >
Этапы развития науки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Особенность современного периода — формирование многоукладной экономики — определяет актуальность проблемы создания эффективного механизма управления инновационной деятельностью на предприятиях. Выход из кризисного состояния предприятий может быть обеспечен благодаря освоению новой продукции, отвечающей требованиям рынка, на основе развития инновационной деятельности.
Термин «инновация» был введен в оборот еще в начале его столетия Йозефом Шумпетером, американским экономистом, известным своими работами в области истории экономических учений. Й. Шумпетер рассматривал инновации как посредника между изобретением и его внедрением в экономику. Однако точка зрения Шумпетера не стала общепринятой. Большинство исследователей считает, что терминологический аппарат и содержательные аспекты инновационной деятельности до сих пор недостаточно разработаны.
Одним из первых исследователей проблем инновации в России был Н. Д. Кондратьев. Он известен тем, что впервые в работе «Большие циклы конъюнктуры» ввел понятие «длинной волны» применительно к инновациям, характеризующим влияние радикальных инноваций на мировое промышленное развитие. К таким инновациям он относил: изобретение паровых машин, идею строительства железных дорог, электроэнергетику и автомобилестроение.
Многие отечественные исследователи (Ю.В. Яковец, Л. С. Барютин, А.И. Анчишкин) использовали термин «нововведения» [4,8,98]. До сих пор этот термин используется некоторыми экономистами и переводчиками иностранной экономической литературы. Термины «инновация» и «нововведение» часто рассматриваются как синонимы. Широкое применение термина «инновация» в последние годы объясняется стремлением приблизиться в экономической лексике к английскому первоисточнику. Первые работы, посвященные исследованию проблемы инноваций (нововведений) в СССР относятся к концу 70-х годов. Некоторые из них основаны главным образом на материалах зарубежных авторов. Фатхудинов Р. А. Инновационный менеджмент / Р. А. Фатхудинов. — СПб.: Питер, 2008. — 17 c.
В настоящее время в научной литературе нет общепринятого определения инноваций. В наиболее абстрактной форме определение инноваций дал английский профессор В. Р. Спенс. «Инновация — это нечто совершенно новое применительно к конкретной ситуации, что можно использовать, когда мы начинаем осознавать это». Несмотря на его абстрактность, это определение включает три важных момента:
- * инновация — это новое явление для людей, которые имеют какое-то отношение к этому явлению;
- * инновация — осознанное нами новое явление;
- * инновация — такое новое явление, которое можно использовать.
Р. Федерманн (ФРГ) понимает под инновацией открытие новых возможностей решения проблемы. Инновация, по его мнению, находится, с одной стороны, в противоречии с консервативным положением дел, с другой — она направлена на «имитацию», на моделирование существующего положения с учетом стратегии изменений.
Российские исследователи подходят к определению инноваций более конкретно. Термин «инновация», как полагают А. Кулагин и В. Логинов, более широкое, чем понятие «новая техника», которое долгие годы применялось в нашей стране. Оно использовалось главным образом в отношении орудий труда, материалов. Инновации — это новшества, нововведения в производственной, организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах.
А.Н. Ковгуненко понимает под инновацией товар или услугу, оцениваемые потребителем как новые для себя по тем или иным важным для него критериям.
Некоторые исследователи делают попытку найти отличия инноваций (или нововведений) от простых усовершенствований, которые, по их мнению, не следует считать инновациями. Так, Ю. А. Яковец, рассматривая инновации с позиций макроэкономического подхода, считает, что инновации можно отличить по следующим двум критериям:
- * качественный скачок в уровне развития техники в результате реализации изобретения (критерий новизны);
- * значительное увеличение экономического, социального, экологического эффекта в результате инновации (критерий эффективности).
Такой подход может быть оправдан, если рассматривать инновации с позиций научно-технического прогресса и их воздействия на развитие производительных сил общества.
А. Кулагин и В. Логинова считают, что практически любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее новый спрос, является инновацией. Эта позиция является обоснованной, если рассматривать инновации с точки зрения предприятия (т.е. на микроуровне). Для предприятия, стремящегося выжить в условиях конкуренции, любое усовершенствование направлено на создание дополнительного спроса либо на экономию затрат.
Таким образом, инновации — это усовершенствования:
- * обеспечивающие экономию затрат и создающие условия для увеличения прибыли или снижения цены;
- * создающие дополнительный потребительский спрос.
Надо признать, что, не имея возможности внедрять принципиально новые разработки, многие предприятия в условиях кризиса ориентируются в своей инновационной деятельности главным образом на простые усовершенствования.
Мы принимаем, что нововведение — это русский вариант английского слова innovation (инновация). В буквальном переводе это означает «введение новшества» или «в новшестве». Под новшеством понимаются новые явления, новые предметы, новые действия, новые методы. Инновация — это распространение или использование новшества, другими словами новшество становится инновацией с момента его внедрения на рынок. Период между появлением новшества и его воплощением в жизнь называется инновационным лагом.
На практике, как правило, понятия новшество, новация, нововведение, инновация считают тождественными. Однако любые изобретения, новые идеи, товары и услуги только тогда становятся инновациями, когда внедряются на рынок, т. е. проходит процесс коммерциализации. Хотяшева О. М. Инновационный менеджмент / О. М. Хотяшева. — СПб.: Питер, 2007.-215c.