Анализ и оценка эффективности и результативности системы менеджмента качества ОАО «Нефтеюганскшина»
Фактический выпуск шин составил 11 877 тыс. шт. — в соответствии с планом. План по выпуску шин выполнен на 100%. К началу 2008 года объем производства на ОАО «Нефтеюганскшина» по сравнению с 1999 годом вырос в полтора раза до 12,5 млн. шин в год. Несмотря на мировой кризис, доля продукции камского завода в общем объеме выпуска шин отечественными производителями выросла до 41%. Это произошло… Читать ещё >
Анализ и оценка эффективности и результативности системы менеджмента качества ОАО «Нефтеюганскшина» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Общая характеристика деятельности предприятия. Анализ технико экономических показателей
ОАО «Нефтеюганскшина» — открытое акционерное общество. Дата государственной регистрации 3 сентября 1998 года. Уставный капитал — 65 701 081 руб.
Целью производственной деятельности ОАО «Нефтеюганскшина» является выпуск шин, соответствующих обязательным требованиям и удовлетворяющих требования и ожидания потребителей, высшая же цель — повышение удовлетворенности потребителей.
ОАО «Нефтеюганскшина» принимает на себя обязательство соответствовать требованиям потребителя и постоянно повышать результативность системы менеджмента качества посредством:
- 1) изучения и понимания текущих и будущих потребностей потребителей, стремления превзойти их ожидания;
- 2) совершенствование действующей системы менеджмента для повышения эффективности и результативности производства;
- 3) внедрение новых методов работы и обучения персонала;
- 4) развития взаимовыгодного и долгосрочного сотрудничества с изготовителями сырья и материалов, оборудования, оснастки и запчастей;
- 5) проведения модернизации оборудования и внедрения современных технологий;
- 6) создания и поддержания условий для использования творческого потенциала персонала и повышения его заинтересованности в улучшении результатов труда.
Целями в области качества на 2010 год являются:
- 1) обеспечить снижение уровня РРМ шин, поставляемых на комплектацию на 5% от уровня, установленного в контрактах с автозаводами;
- 2) обеспечить оптимизацию затрат на сумму 18,8 млн. рублей, в том числе:
- — ЗМШ — 4,0 млн руб.
- — ЗГШ — 8,2 млн руб.
- — УГТ — 5,6 млн руб.
- — цеха и службы ОАО — 1,0 млн руб.
- 3) за счет развития производственной системы, построенной на принципах «Бережливого производства», обеспечить:
- — снижение энергозатрат на 1 кг шин на 0,2%;
- — сокращение времени аварийных простоев оборудования на 2%;
- — подачу не менее 0,06 кайдзен-предложений на 1 работника в год;
- — внедрение не менее 50% принятых кайдзен-предложений.
- 4) обеспечить коэффициент вовлеченности персонала в рационализаторскую работу на уровне не ниже 1,5;
- 5) улучшить условия труда 1633 человек.
Я проходила практику в отделе Управление обеспечения производства и Внутризаводской Логистики. На основе целей в области качества ОАО «Нефтеюганскшина» Управление обеспечения производства и внутризаводской логистики (отдел внутризаводской логистики) устанавливает на 2010 год следующие цели:
- 1. Отсутствие критических и повторных замечаний по деятельности Управление обеспечения производства и внутризаводской логистики при внешнем и внутреннем аудите (срок: в течение 2010 г.)
- 2. Основываясь на принципах «Бережливого производства» обеспечивать подачу не менее 0,06 кайдзен-предложений на 1-ого работника в год (срок: в течение 2010 г.)
Предприятие как самостоятельная юридическая единица существует с 1971 года. Первая автомобильная камера в Нефтеюганске была выпущена в апреле 1973 года.
ЗМШ спроектирован с учетом обеспечения шинами Волжского автомобильного завода, Ульяновского автозавода и парка автомобилей близлежащих к заводу регионов. Основной ассортимент — шины для легковых и легкогрузовых автомобилей.
ЗГШ спроектирован с учетом обеспечения шинами КамАЗа и парка автомобилей близлежащих к заводу регионов. Основной ассортимент — шины для грузовых автомобилей.
Преодолев бурные 90-е годы прошлого столетия, «Нефтеюганскшина» сохранила лидирующее положение среди производителей шин в Российской Федерации и СНГ — более 30 процентов выпускаемых в России шин несут на бортах марку «Нефтеюганскшины», а с 1998 года — еще и новый брэнд «Кама». Все последние годы предприятие стабильно наращивает объемы производства. В рейтинге мировых шинных компаний «Нефтеюганскшина» сейчас на 20-м месте среди 98 компаний. В ассортименте «Нефтеюганскшины» сегодня более 120 типоразмеров и моделей шин. Причем в их числе все больше новых моделей, разработанных специалистами предприятия. Большая часть выпускаемой продукции поставляется на комплектацию автозаводов — АвтоВАЗа, КамАЗа, ГАЗа, ЗМА, ИжМаша, ЗИЛа и других.
30 июня 1978 года принята в эксплуатацию первая очередь завода грузовых шин (ЗГШ) в объеме всего 450 тысяч штук грузовых шин в год. Сегодня даже в условиях, когда главный заказчик грузовых Нефтеюганских шин — КамАЗ снизил выпуск автомобилей до минимума, грузовые шины вносят решающий вклад в финансовые результаты объединения. Завод грузовых шин укомплектован в основном импортным оборудованием из Англии, Франции, ФРГ, Италии и Голландии, и несмотря на то, что завод требует обновления, качество продукции ЗГШ таково, что устраивает даже избалованную Европу. Грузовые шины из Нефтеюганска с удовольствием берут и в Чехии, и Польше, и Словакии, и в других странах Восточной Европы.
Особой заботой объединения всегда было повышение качества продукции. Поэтому предметом особой гордости стал международный сертификат TUV CERT, подтверждающий, что система управления качеством на предприятии соответствует международному стандарту качества ИСО 9001. Разумеется, это потребовало перестройки многих служб, подготовки специалистов. Это потребовало получения дополнительного образования и от высших менеджеров предприятия. Пройти международную сертификацию — дело и непростое, и недешевое, но таковы требования внешнего рынка, на который выходят шинники. Таковы сейчас требования и российских автозаводов, в первую очередь, главного партнера — АвтоВАЗа. Поэтому после трудной совместной работы, проделанной руководством, техническими службами, службами снабжения, маркетинга, в сентябре 2000 года разработка и внедрение системы качества в соответствии с требованиями ИСО 9001 была завершена. В конце декабря 2000 года аудиторами немецкой фирмы TUV CERT был проведен сертификационный аудит. Они отметили блестящую подготовку подразделений, неформальный подход к системе качества, знание и грамотное применение персоналом документов системы качества. Результаты проверки были направлены в Германию для оформления, и в феврале 2001 года Нефтеюганскшина одним из первых предприятий республики получила сертификат TUV CERT. Разумеется, работа на этом не остановилась — в апреле 2003 года успешно был пройден аудит на соответствие стандартам ИСО 9001 в новой версии 2000 года.
1 июля 2002 года была создана управляющая компания «Татнефть-Нефтехим», координирующая весь процесс — от поставок сырья до реализации готовой продукции. Создание управляющей компании стало завершающим штрихом огромной работы, проведенной совместными усилиями нефтяников и шинников после того, как в 2000 году контрольный пакет акций ОАО «Нефтеюганскшина» был передан ОАО «Татнефть».
Объединение в этой структуре девяти нефтехимических производств стало завершающим этапом создания вертикально интегрированной структуры, стабилизирующей работу Нефтеюганских шинников и позволяющей оперативно решать не только текущие производственные вопросы, но и, что еще важнее, ставить стратегические задачи. Конечным продуктом должны стать современные и эффективные шины «Кама», которые позволят не только удержать треть российского рынка, но и двинуться дальше — на зарубежные рынки.
Стратегическое партнерство с ОАО «Татнефть» дало возможность ОАО «Нефтеюганскшина» начать реконструкцию производства. В 2001 году началась реконструкция легкового потока ЗМШ. В соответствии с Программой стратегического развития предприятия была закуплена лицензия на новую технологию фирмы «Пирелли». В 2004 году организовано и принято в эксплуатацию, а в 2006 году выведено на проектную мощность производство легковых радиальных шин (ПЛРШ). В новом производстве установлено оборудование ведущих мировых фирм-производителей шинного оборудования: ВМИ, Бертель, Пирелли, Комерио, Герберт, Гофман, Тройстер.
В 2007 году введено в эксплуатацию новое подготовительное производство, выпускающее резиновые смеси на качественно новой основе. Пуск этого производства позволил реализовать полный цикл производства легковых и легкогрузовых шин по технологии ф. «Пирелли». Финансирование проектов осуществлялось за счет средств ОАО «Татнефть».
В 2008 году ОАО «Нефтеюганскшина» отметило 35 лет со дня выпуска первой продукции.
ОАО «Нефтеюганскшина» — крупнейшее среди российских шинных заводов предприятие по производственным мощностям, объему и ассортименту выпускаемой продукции. Ассортимент выпускаемых предприятием шин — более 170 типоразмеров и моделей легковых, легкогрузовых, грузовых и сельскохозяйственных шин. Постоянное обновление ассортимента шин, исходя из требований рынка, является одним из приоритетов предприятия. В числе крупных потребителей продукции — автозаводы «АвтоВАЗ», «КамАЗ» и др.
А теперь рассмотрим технико-экономические показатели. Условия хозяйственной деятельности общества сложились как под влиянием действия общеэкономических (внешних) факторов, так и в результате влияния внутренних факторов.
К числу внешних факторов относятся:
- — экономический спад в промышленности, усилившийся в конце 2008 года;
- — снижение платежеспособного спроса на шины, вызванное финансово-экономическим кризисом. Снижение объемов производства предприятиями шинной отрасли РФ.
Объем производства шинных заводов РФ за 2008 год составил 32 455,2 тыс. шт., что на 6 645,9 тыс. шт. (17%) меньше объемов производства предыдущего года. ОАО «Нефтеюганскшина» сократило выпуск шин относительно 2007 года на 537,8 тыс. шт. (4,3%). Доля ОАО «Нефтеюганскшина» в общем объеме производства шин шинными заводами РФ увеличилась с 32% в 2007 году до 36,6% в 2008 году, что связано с сокращением объёмов производства шин заводами-конкурентами;
- — увеличение тарифов на энергетику и стоимости услуг сторонних организаций;
- — за 2008 год индекс средних цен на энергоресурсы, получаемые ОАО «Нефтеюганскшина», составил 126,8% к 2007 году (за 2007 год данный индекс составлял 123,2% к 2006 году).
К числу внутренних факторов относятся:
- — стратегическое партнерство с ОАО «Татнефть». Предприятие работает в составе нефтехимического комплекса ОАО «Татнефть». С 1 января 2006 года ОАО «Нефтеюганскшина» переведено на давальческую схему работы приказом ООО «УК «Татнефть-Нефтехим»;
- — невыполнение плана продаж шин Торговым домом «Кама» за 2008 год, повлиявшее на снижение объема производства;
- — увеличение дебиторской задолженности ООО «Татнефть-Нефтехимснаб» по договору на оказание услуг по переработке сырья и отгрузке готовой продукции;
- — недостаток платежных средств, связанный с ростом дебиторской задолженности, вызвал:
- — рост кредиторской задолженности поставщикам и подрядчикам;
- — невыполнение инвестиционной программы;
- — невыполнение плана закупки запасных частей;
- — невыполнение графика планово предупредительных ремонтов.
Выполнение плановых показателей:
Фактический выпуск шин составил 11 877 тыс. шт. — в соответствии с планом. План по выпуску шин выполнен на 100%. К началу 2008 года объем производства на ОАО «Нефтеюганскшина» по сравнению с 1999 годом вырос в полтора раза до 12,5 млн. шин в год. Несмотря на мировой кризис, доля продукции камского завода в общем объеме выпуска шин отечественными производителями выросла до 41%. Это произошло благодаря увеличению доли инновационной продукции на ОАО «Нефтеюганскшина» в 2008 году до 36% в общем объеме производства Выручка от продаж планировалась в сумме 7 526,4 млн руб., фактическая выручка от продаж составила 7 409,2 млн руб., что ниже плана на 117,2 млн руб. (1,6%). Невыполнение плана связано с корректировкой в течение 2008 года стоимости услуг по переработке давальческого сырья и изготовлению готовой продукции и перераспределением прибыли между Давальцем и Переработчиком (в условиях давальческой схемы прибыль является регулируемым показателем).
Себестоимость реализованной продукции и услуг планировалась в сумме 7 017,5 млн руб., фактическая себестоимость составила 6 899,7 млн руб., что ниже запланированной на 117,8 млн руб. (1,7%). Снижение себестоимости достигнуто за счет экономии энергоресурсов, топлива, вспомогательных материалов, а также фонда оплаты труда из-за снижения фактической численности в сравнении с планом.
С целью оптимизации затрат службами ОАО «Нефтеюганскшина» был разработан план технико-экономических мероприятий на 2008 год на общую сумму 42,1 млн. рублей, включая давальческое сырье. Мероприятия направлены на экономию всех материальных ресурсов, используемых в производственном процессе. В результате выполнения мероприятий получен экономический эффект в сумме 51,7 млн. рублей, в том числе по видам ресурсов:
- — энергоресурсы — 19,9 млн руб.;
- — вспомогательные материалы — 3,3 млн руб.;
- — давальческое сырье — 27,8 млн руб.
Прибыль от продаж планировалась в сумме 508,9 млн руб., фактически получена прибыль от продаж в сумме 509,6 млн руб. Сверхплановая прибыль от продаж — 0,7 млн руб.
На окончательный финансовый результат повлияли расходы, не связанные с основной деятельностью, а именно:
- — сверхплановая сумма списания дебиторской задолженности, по которой истёк срок исковой давности;
- — уплата процентов ОАО «Химстрой» за пользование денежными средствами — по решению суда.
Убыток до налогообложения за 2008 год составил 82,3 млн руб., что на 57,8 млн руб. больше запланированного.
Фактическая среднесписочная численность составила 10 193 чел. при плане 10 310 чел.
Средняя заработная плата составила 16 794,1 руб. при плане 16 753,5 руб.
План на 2009 год сформирован с учетом снижения платежеспособного спроса на шины и значительными остатками нереализованной продукции 2008 года.
Производственная программа на 2009 год запланирована в объёме 10 млн. шт. шин, что на 15,8% ниже уровня, достигнутого в 2008 году. Снижение объемов производства планируется по всем группам шин: легковым, грузовым и сельскохозяйственным. Индекс промышленного производства в 2009 году планируется на уровне 87%.
Таблица 2.1.1. Основные показатели деятельности ОАО.
Показатели. | Ед. изм. | 2007 год. | 2008 год. | Отклонение. | Темп роста к 2008 г., %. |
Выпуск шин, всего. | тыс. шт. | 12 414,9. | 11 877,1. | — 537,8. | |
в том числе: | |||||
грузовые. | тыс. шт. | 4 605,3. | 4 205,3. | — 400,0. | |
из них — легкогрузовые по технологии фирмы «Пирелли». | тыс. шт. | 1,2. | +1,2. | ||
легковые. | тыс. шт. | 7 516,7. | 7 376,6. | — 140,1. | |
из них — по технологии фирмы «Пирелли». | тыс. шт. | 1 588,3. | 1 805,7. | +217,4. | |
сельскохозяйственные. | тыс. шт. | 269,4. | 273,7. | +4,3. | |
прочие. | тыс. шт. | 23,5. | 21,5. | — 2,0. | |
Выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг. | млн. руб. | 6 324,5. | 7 409,2. | +1 084,7. | |
Прибыль от продаж продукции, товаров, работ, услуг. | млн. руб. | 543,4. | 509,6. | — 33,8. | |
Прибыль (убыток) до налогообложения. | млн. руб. | 174,3. | — 82,3. | — 256,6. | — 47. |
Чистая прибыль (убыток). | млн. руб. | — 34,6. | — 183,4. | — 148,8. | |
Средняя зарплата. | руб. | 13 364,5. | 16 794,1. | +3 429,6. | |
Затраты на рубль товарной продукции. | коп. | 93,25. | 94.00. |
Источник: газета «Нефтеюганский шинник» № 4 2008г., № 3 2009г., № 6 2010г. Источник: газета «Нефтеюганский шинник» № 4 2008г., № 3 2009г., № 6 2010г.
Выручка от реализации услуг по переработке давальческого сырья и изготовлению готовой продукции запланирована в сумме 7 084 млн руб.
Прибыль до налогообложения запланирована в сумме 411 млн руб. Прибыль будет направлена на пополнение оборотных средств для обеспечения погашения займа ОАО «Татнефть», полученного для реализации Программы развития шинного производства ЗМШ, и предоставления беспроцентного займа своим работникам для компенсации первоначального взноса при приобретении жилья.
Планируемая среднесписочная численность на 2009 год — 10 095 человек.
Средняя зарплата на 2009 год планируется на уровне 15 646 руб. Планируемое снижение средней заработной платы к уровню 2008 года связано со снижением объема производства и сохранением численности основного технологического персонала.
За 2008 год произведено 11 882,3 тыс. шин, что на 510,4 тыс. шин меньше, чем за 2007 год. Темп роста к 2008 году составил 96%, в том числе:
- — по грузовым шинам — 92%;
- — по легковым шинам — 98%;
- — по сельскохозяйственным шинам — 103%.
Снижение объемов производства связано с корректировкой производственной программы в результате невыполнения Торговым домом «Кама» плана продаж шин из-за снижения платежеспособного спроса на шины.
Выпуск шин (сдача шин в ЦОГП) за 2008 год — 11 877,1 тыс. шт., что ниже уровня 2007 года (12 414,9 тыс. шт.) на 537,8 тыс. шт. или 4,3%.
Выпуск шин по группам:
- — грузовых шин — 4 205,3 тыс. шт. (темп роста — 91%);
- — легковых шин — 7 376,6 тыс. шт. (темп роста — 98%);
- — сельскохозяйственных шин — 273,7 тыс. шт. (темп роста — 102%).
Выпуск легковых шин, изготовленных в ПЛРШ по технологии фирмы «Пирелли» — 1 805,7 тыс. шт., что составляет 15,2% в общем выпуске шин (за 2008 год — 1 588,3 тыс. шт., что составило 12,8% в общем выпуске шин).
Из таблицы 2.1.1 видно, что производство шин в 2008 г. снизилось на 24% по сравнению с 2007 г. Основными причинами спада производства, являются снижение объемов продаж шин в результате падения спроса на рынке:
- 1. Снижение объемов продаж на вторичном рынке за счет:
- — снижения объемов реализации легкогрузовых шин ввиду сокращения объемов эксплуатации коммерческого автотранспорта;
- — снижения объемов реализации грузовых шин в связи со снижением потребления в 2008 году. В первую очередь сократилось потребление предприятий строительной, топливодобывающей, сельскохозяйственной отраслей, а также организаций, занимающихся грузовыми и пассажирскими перевозками.
- 2. Снижение объема поставок на комплектацию автозаводов по всем основным контрагентам из-за сокращения объемов производства автотранспорта.