Анализ военного искусства в западноевропейских государствах во время Тридцатилетней войны
Военное устройство Швеции составляет замечательное в это время исключение. Уже в XVI веке короли шведские положили ему «прочное основание». Густав-Адольф II значительно развил и усовершенствовал его, и Швеция явила пример государства, военный силы которого состояли преимущественно из войск народных и лишь частью из иноплеменных наемных. Они составлены были из полевых, постоянных, правильно… Читать ещё >
Анализ военного искусства в западноевропейских государствах во время Тридцатилетней войны (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Общая характеристика постановки военного дела в западноевропейских государствах
Значительное политическое раздробление европейских государств, остававшееся еще от времен феодальных, несовершенное еще утверждение монархической власти, расстройство и скудость государственных финансов были причиною, что военное устройство европейских государств вообще, в продолжение Тридцатилетней войны, находилось почти в том же состоянии, что и в конце XVI и начале XVII столетий. За исключением одной Швеции, ни одно государство не имело правильного и притом народного военного устройства. Постоянных и правильно устроенных войск, содержащихся и в мирное время, было очень мало, и те служили большею частью телохранителями государям. В случае войны войска набирались либо посредством неправильной конскрипции, либо посредством созыва народных ополчений, преимущественно же и повсеместно посредством вольного (а иногда и насильственного) вербования наемных дружин, составленных из людей разных наций, разного рода и звания, которые промышляли военного службою, как ремеслом, доставлявшим им средства, не только к существованию, но и к обогащению. Набранные таким образом войска распускались по окончании войны1.
В некоторых городах, особенно в больших торговых и в вольных городах Германии, сохранялись еще прежние городовые войска: граждане составляли городовую стражу, которая в военное время обороняла город, а в мирное охраняла в нем порядок и благоустройство.
Военное устройство Швеции составляет замечательное в это время исключение. Уже в XVI веке короли шведские положили ему «прочное основание». Густав-Адольф II значительно развил и усовершенствовал его, и Швеция явила пример государства, военный силы которого состояли преимущественно из войск народных и лишь частью из иноплеменных наемных. Они составлены были из полевых, постоянных, правильно устроенных войск, содержимых правительством и предназначенных для службы вне государства, — и из народного ополчения или земской стражи (милиции), содержимой народом и предназначенной для обороны государства, внутренней службы и пополнения полевых войск. Набор войск производился правильным образом по округам, на основании особенных постановлений, по числу дворов, преимущественно же поголовно между жителями свыше 15-ти летнего возраста. Превосходнейшим, новым и одной Швеции свойственным учреждением Густава-Адольфа было то, вследствие которого каждый солдат вообще владел определенным количеством земли, а в коннице, равно и чины полковых штабов, сверх того — дворами для жительства и некоторыми поземельными доходами, для содержания и вооружения своего. Народное ополчение состояло из 8-ми конных и 20-ти пеших полков. Оно распределено было по округам, в которых набиралось, содержалось и располагалось на постоянных квартирах, было тщательно обучаемо, ежегодно пополнялось известным числом людей, было освобождено от податей, имело разные другие льготы и преимущества и прочее. Но так, как Швеция была очень мало населена и в ней этим способом набиралось не более 15 000 чел., а иногда и 12 000, и даже 7000 и 6000, — то Густав-Адольф, кроме шведских народных войск, имел также вербованные, наемные, иностранные (немецкие и английские).
Различные государства германской империи имели одинаковое, общее тому времени, военное устройство. Первое место между войсками немецкими вообще и католическими в особенности занимали войска императорские и за ними баварские. Из протестантских войск лучшими были саксонские, гессенские, и браушпвейг-люнебургские. Весьма замечательно превосходное военное устройство герцогства брауншвейг-люнебургского, введенное, по образцу шведского, герцогом Георгом", столь же опытным и искусным в войне, сколько и в военном управлении. Герцогство это имело 1500 человек конницы и 10 000 человек пехоты, всего 14 500 человек полевых, постоянных и правильно устроенных войск, частью браувшвейг-люнебургских, частью иностранных, не всегда бывших вполне под ружьем, но всегда готовых к войне. Кроме того, было конное и пешее народное ополчение, содержимое народом и предназначенное для службы внутри края, обороны последнего и пополнения полевых войск. Жители городов имели также свое особенное военное устройство. Наконец существовали также учреждения и для поголовного, в случае крайности, вооружения народа. Артиллерия, полевая и крепостная, склады запасов, артиллерийские парки и проч. отличались как большим количеством, так и хорошим устройством1.
В Дании, государстве небольшом, имевшем сильное феодальное дворянство, военное устройство не могло получить значительного развития. Первое постоянное войско в Дании было, как полагают, учреждено Христианом IV, в 1615 году из 5000 государственных поселян.
Во Франции стараниями Генриха IV и Сюлли сделано было то, что в 1610 году, перед смертью Генриха IV, финансы и военное устройство находились в хорошем состоянии, постоянных войск было около 14 000 чел., которые, в случае надобности могли быть увеличены до числа 50 000 человек (в том числе 10 000 человек конницы), при 50 орудиях. Содержание этих войск обходилось правительству довольно дешево. При Людовике ХШ, в начале Тридцатилетней войны, войск на жалованье было уже вдвое более (около 2000), а содержание их стоило вчетверо дороже.
Впоследствии военное устройство Франции было значительно усовершенствовано кардиналом Ришелье. Он ввел порядок в него, подобно тому, как и вообще во внутреннее управление государства, и умножил число постоянных войск.