Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Здоровье и личная гигиена детей и подростков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Физическое развитие, как правило, взаимосвязано с силой, выносливостью, работоспособностью, однако оно не может служить решающим, а тем более единственным Показателем здоровья. Более высокие (выше среднего) показатели роста, а тем более массы тела, часто ошибочно считающиеся показателями хорошего физического развития подростка, нередко сопровождаются неблагоприятными показателями функционального… Читать ещё >

Здоровье и личная гигиена детей и подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Гигиена детей и подростков как научная дисциплина и практическая область здравоохранения призвана обосновывать и разрабатывать профилактические мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Эта дисциплина изучает влияние различных факторов окружающей среды, анализирует, оценивает и прогнозирует их воздействие на растущий организм. На основе научных данных разрабатываются гигиенические нормативы, санитарно-гигиенические и санитарно-противоэпидемические правила и нормы, обосновываются лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия, направленные на снижение заболеваемости, совершенствование функциональных возможностей, повышение работоспособности и гармоническое развитие детей и подростков.

Гигиена детей и подростков опирается на гигиенические знания и опыт коммунальной гигиены, гигиены питания, гигиены труда, эпидемиологии, социальной гигиены. Кроме того, она тесно связана с различными клиническими, биологическими, педагогическими, техническими науками. От других гигиенических дисциплин отличается тем, что является возрастной гигиеной и осуществляет охрану здоровья наиболее ранимой части населения.

Характерными особенностями организма детей и подростков являются незавершенность развития, пластичность, большая подверженность влиянию различных факторов. Здоровье человека формируется с детства. От того, насколько человек сохранит и укрепит его за годы пребывания в организованных коллективах, зависят здоровье будущего взрослого населения, экономический и обороноспособный потенциал нашей страны.

Ведущими направлениями являются: гигиена обучения и воспитания детей в различных учебно-воспитательных и оздоровительных учреждениях; гигиена трудового и профессионального обучения подростков; гигиена физического воспитания и спорта; гигиенические основы проектирования, строительства и оборудования детских и подростковых учреждений; гигиена питания подрастающего поколения; состояние здоровья детских и подростковых контингентов.

Для гигиены детей и подростков критерием гигиенической оценки и гигиенического нормирования является не только влияние разнообразных факторов на здоровье ребенка и его последующее развитие, но и степень соответствия достигнутого уровня развития ребенка, его функциональных возможностей на данном возрастном этапе, функциональной подготовленности к воздействию этих факторов.

Задача гигиены — создание наиболее благоприятных условий для взаимодействия организма со средой путем гигиенического нормирования факторов окружающей среды и выработки у организма способности максимальной адаптации к различным воздействиям.

Влияние разных факторов на организм детей и подростков определяется путем изучения ответных его реакций. Большинство исследований носит характер естественного эксперимента: изучение воздействия окружающей среды на детский организм проводится непосредственно в условиях воспитания и обучения детей (в детских садах, школах и т. д.).

В настоящее время расширилось понятие «здоровье». Под здоровьем понимают не только отсутствие заболеваний или каких-либо функциональных отклонений организма, но и наличие высокого уровня функционирования различных систем, а также гармоничность физического развития. гигиена здоровье организм Организм ребенка развивается под влиянием взаимодействующих биологических, социально-экономических и природно-климатических факторов. На разных возрастных этапах эти воздействия проявляются неодинаково. Происходит сложное непрерывное взаимодействие, при котором в ряде случаев преобладает наследственная основа, а в других — влияние окружающей среды. Генетические изменения при стойком и длительном воздействии определенных факторов могут закрепляться или меняться. Роль генетических и социальных факторов в развитии таких показателей, как размеры тела и окружность головы, на разных этапах онтогенеза различны. Например, в изменчивости длины тела, окружности грудной клетки и окружности головы увеличение влияния факторов среды выявлено в возрасте 7−9 лет; массы тела — в 4—6 и в 10—12 лет. Длина тела как показатель зрелости организма имеет наибольшую диагностическую ценность в возрасте 4—6 и 10—15 лет.

В результате закрепления индивидуальных генетических изменений под влиянием ряда факторов на протяжении нескольких поколений произошли изменения в физическом развитии детей. Поскольку факторы эти главным образом социальной природы, следовательно, именно социально-экономическая среда явилась источником и причиной изменений биологических свойств человека. Доказательством этого положения служат результаты многочисленных научных исследований, показавших, что акселерация в нашей стране носит всеобщий характер, несмотря на резкие различия в климате и национальных особенностях детей и подростков.

Установлена одинаковая степень улучшения показателей физического развития детей независимо от социального положения их родителей и климатических условий. Физическое развитие детей и подростков в северных, климатически неблагоприятных районах страны не отличается существенно от физического развития детей Москвы, Ленинграда и других крупных городов.

Эта закономерность характерна также и для ряда функциональных особенностей детского организма, в том числе реактивности. Среда оказывает влияние не только на формирование типа и характера реактивности, но и на ее возрастную динамику.

Физическое развитие, как правило, взаимосвязано с силой, выносливостью, работоспособностью, однако оно не может служить решающим, а тем более единственным Показателем здоровья. Более высокие (выше среднего) показатели роста, а тем более массы тела, часто ошибочно считающиеся показателями хорошего физического развития подростка, нередко сопровождаются неблагоприятными показателями функционального состояния ряда органов и систем (в основном центральной нервной и сердечнососудистой). Как показывает опыт, наиболее гармонично развиваются и созревают дети, имеющие средние показатели по всем параметрам.

Изучение здоровья детей и подростков включает в себя не только определение уровня физического развития и степень полового созревания, но и функциональных возможностей организма, состояние всех его органов и систем, а также данные заболеваемости.

Развитие и формирование организма подростка во многом зависят от окружающей среды, условий учебы, труда и отдыха. Научно установлено, что даже микродозы внешних воздействий зачастую оказывают большое влияние на растущий организм, особенно в препубертатном и пубертатном периодах. Так, работоспособность подростка прямо зависит от его возраста. Чем моложе подросток, тем скорее у него нарушается темп движений при работе и снижается производительность труда; заболеваемость с временной утратой трудоспособности среди 15-летних выше, чем среди 16-летних; реакция сердечнососудистой системы и ЦНС на одинаковую физическую нагрузку у юношей 15 и 16 лет также различна.

Несомненным достижением в области гигиены труда подростков и молодежи является коллективная (более 20 научных гигиенических учреждений) разработка Перечня медицинских противопоказаний к приему подростков на работу и производственное обучение, а также к поступлению в средние специальные учебные заведения и вузы.

Наряду с этим разрабатываются медицинские критерии профессиональной пригодности здоровых подростков (более 400 наиболее распространенных среди молодежи профессий). Установлено, что выбор профессии должен базироваться не только на склонностях подростка, но и на соответствии его физиологических возможностей требованиям данной профессии, что позволит прогнозировать профессиональную пригодность подростка еще до начала профессионального обучения или производственной деятельности. В настоящее время на 45 крупных предприятиях в Москве, Тольятти, Днепропетровске и др. действуют лаборатории профессиональной пригодности.

По ряду профессий изучено влияние на подростков самой трудовой деятельности и действие некоторых вредных производственных факторов. В результате получены ценные данные, используемые для нормирования неблагоприятных факторов рабочей среды, отрицательно воздействующих на организм (шум, химические вещества, физическая нагрузка, лучистое и конвекционное тепло и др.), а также для пересмотра некоторых положений трудового законодательства, касающихся подростков.

Ряд исследований показал, что в профессиях, связанных с шумом, вибрацией, токсическими веществами и другими факторами, даже если эти профессии не считаются вредными, трудовую деятельность следует начинать после 20 лет.

Одним из основных факторов, влияющих на детский организм, является питание. Поэтому большое значение придается изучению роли питания как источника нормального развития и здоровья растущего организма, разработке норм, режимов и условий питания детей и подростков в различных типах учреждений и др.

Специалисты по гигиене детей и подростков в своей деятельности пользуются различными методами (гигиеническое наблюдение, естественный гигиенический и лабораторный эксперименты, санитарная статистика) и методиками исследования (физические, химические, математические, физиологические, биохимические, клинические и др.), позволяющими оценить как факторы окружающей среды, так и реакции на них организма детей и подростков.

Гигиена детей и подростков — сравнительно молодая научная дисциплина и область здравоохранения. Самостоятельное развитие гигиена детства получила лишь после Великой Октябрьской социалистической революции. Однако истоки ее в далеком прошлом, в недрах народной предупредительной медицины, разработавшей общие рекомендации, содействующие нормальному развитию детей. В основу этих рекомендаций были положены только опыт и наблюдения, не подкрепленные научными знаниями.

За очень короткий срок в нашей стране были созданы отделы гигиены детства в научно-исследовательских учреждениях, медицинских и педагогических вузах. В них проводились научные исследования по различным проблемам гигиены. Это были в основном разрозненные исследования. С целью координации научных исследований в 1946 г. при Ученом медицинском совете Министерства здравоохранения СССР был организован Научный совет по школьной гигиене, долгие годы возглавляемый акад. АМН СССР А. А. Минхом.

С 1954 г. школьная гигиена, призванная разрабатывать мероприятия по охране и укреплению здоровья всего подрастающего поколения в целом, именуется гигиеной детей и подростков. В 1959 г. в Москве был организован Институт гигиены детей и подростков АМН СССР (с 1963 г. НИИ гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР). На него была возложена разработка гигиенических проблем охраны здоровья подрастающего поколения, а также методическое руководство и координация научных исследований этого направления во всех медицинских и педагогических учреждениях страны. Создание этого института в свою очередь послужило толчком для дальнейшего развития гигиены детей и подростков в Советском Союзе. С 1960. г. гигиена детей и подростков утверждена как научная проблема союзного значения, курирующая исследования более 100 научно-исследовательских учреждений страны.

Необходимо отметить, что количество научных исследований по вопросам гигиены детей и подростков с каждым годом увеличивается; расширяются и углубляются методологические подходы к решению проблем оздоровления окружающей среды в широком понимании этого слова.

Изучение причин возникновения различных заболеваний среди детей и подростков позволило научно доказать связь общей заболеваемости с вместимостью школ (нарушение норм числа школьников в классах) и с состоянием воздушной среды; нарушения зрения с освещенностью школьных помещений и сменностью занятий; нарушения опорно-двигательного аппарата с состоянием мебели и организацией учебного режима; отклонений от возрастных норм пульса и артериального давления с объемом учебной и трудовой нагрузки.

Учитывая важность гигиенических проблем охраны здоровья подрастающего поколения, Президиумом Академии медицинских' наук СССР была проведена большая работа в отношении развития творческого содружества медицинской и педагогической наук.

Проведены две объединенные сессии общих собраний Академии медицинских наук (АМН СССР) и Академии педагогических наук (АПН СССР). На этих сессиях были освещены наиболее важные достижения науки и практики в области охраны здоровья детей дошкольного и школьного возраста, раскрыты перспективы развития научных исследований по разработке обсуждаемых проблем и указаны пути дальнейшего совершенствования практической деятельности учреждений здравоохранения и народного образования.

Задачи педагогической и медицинской науки в связи с реформой школы нашли отражение в комплексной программе научных исследований по важнейшим проблемам здоровья, воспитания и обучения детей и подростков.

В социалистических странах гигиена детей и подростков существует как самостоятельная научная дисциплина и отрасль здравоохранения. В ряде этих стран функционируют научные подразделения по гигиене детей и подростков на базе научно-исследовательских учреждений охраны материнства и детства (ПНР), гигиенических центров (НРБ, ВНР, МНР, Республика Куба, ЧССР), и только в ГДР имеется специальный Институт гигиены детского и подросткового возраста в системе Министерства здравоохранения.

В области гигиены детства проводится большая работа, направленная на дальнейшее сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения стран социализма. Накоплен значительный опыт международного сотрудничества социалистических стран в различных формах и видах. В целях возможного объединения результатов научных исследований, проводимых в разных странах, унифицируются и развиваются методические подходы и расширяется взаимная информация.

В капиталистических странах школьная и университетская медицина (в, некоторых странах «школьная или университетская служба здоровья») является областью практической медицины и изучает лишь некоторые гигиенические аспекты охраны здоровья подрастающего поколения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой