Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Объективная причина методической задачи отбора учебного материала

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отбор учебного материла, является трудоёмким процессом как по затрате времени на информационный поиск, так и по дидактической его обработке. Здесь существенную роль играют технический кругозор и опыт (производственный и педагогический) преподавателя, его методические знания. Учебные программы не ориентируют преподавателя на обоснованную логику изучения учебного материала; в разделах… Читать ещё >

Объективная причина методической задачи отбора учебного материала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Плохая обеспеченность учебной и методической литературой;

Несовершенство учебно-программной документации.

Учебные программы не ориентируют преподавателя на обоснованную логику изучения учебного материала; в разделах не конкретизируется состав и структура исходных и новых знаний, а также требования к результатам обучения.

Отбор учебного материла, является трудоёмким процессом как по затрате времени на информационный поиск, так и по дидактической его обработке. Здесь существенную роль играют технический кругозор и опыт (производственный и педагогический) преподавателя, его методические знания.

При отборе учебного материала, необходимо:

конкретизировать обязательный минимум технических понятий (основные и вспомогательные, исходные и новые) и уточнить их определения и условные обозначения;

создать модели понятийного содержания в свернутом виде;

оценить практическую значимость отобранного содержания: «ради чего следует изучать отобранное содержание учебного материала», «где и так оно будет востребовано в учебной либо профессиональной деятельности», «какие требования должны предъявляться к результатам усвоения»; рассчитать нормы времени на изучение отобранного содержания.

Отбор учебного материала регламентируется требованиями к профессиональной подготовке специалистов для конкретной отрасли производства.

В качестве инструментария отбора используется логико-дидактический, системно-структурный и деятельный подходы к анализу учебного материала, в центре внимания которого находятся понятия, составляющие обязательный минимум знаний для успешного выполнения конкретных видов деятельности.

Элементами отбора учебного материала служат «технические понятия»:

определят знания о предметах и явлениях;

составляют понятийный аппарат общетехнических и специальных дисциплин ;

выступают в качестве инструментария профессионального мышления.

Приемы структурирования и моделирования учебного материала, укрупнения дидактических единиц усвоения и проектирование учебных алгоритмов позволяют выявлять оптимальную структуру обязательного минимума знаний и адекватных им способов умственной деятельности, подчиненных основной дидактической цели обучения, сформулированной в параметрах деятельности.

Отбор учебного материала предполагает разработку модели понятийного содержания учебного материала в виде упорядоченной системы учебных элементов, каждый из которых представляет собой проект связей и отношений между понятиями и суждениями, которые должны установиться в сознании обучаемого в процессе его учения.

В целом отбор учебного материала по техническим дисциплинам можно представить в виде этапов методической деятельности преподавателя, которая раскрыта на схемах (рисунок 10.1 и 10.2).

Структурно-логическая схема «Этапы методической деятельности преподавателя при отборе учебного материала методом индукции».
Объективная причина методической задачи отбора учебного материала.
Рисунок 10. 1 - Структурно-логическая схема «Этапы методической деятельности преподавателя при отборе учебного материала методом индукции».

Рисунок 10. 1 — Структурно-логическая схема «Этапы методической деятельности преподавателя при отборе учебного материала методом индукции».

Структурно-логическая схема «Этапы методической деятельности преподавателя при отборе учебного материала методом дедукции».

Рисунок 10. 2 — Структурно-логическая схема «Этапы методической деятельности преподавателя при отборе учебного материала методом дедукции».

Логика учебного материала строится с учетом его специфики и групп технического знания: «знание — техника» — рисунок 10.3, «знание — технология» — рисунок 10.4, «знание — сырье и материалы» — рисунок 10.5.

Структурно-логическая схема «Логика построения учебного материала группы «знание - технология».
Рисунок 10.4 - Структурно-логическая схема «Логика построения учебного материала группы «знание - технология».

Рисунок 10.4 — Структурно-логическая схема «Логика построения учебного материала группы «знание — технология».

Структурно-логическая схема «Логика построения учебного материала группы «знание - сырье и материалы».

Рисунок 10.5 — Структурно-логическая схема «Логика построения учебного материала группы «знание — сырье и материалы».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой