Объективная причина методической задачи отбора учебного материала
Отбор учебного материла, является трудоёмким процессом как по затрате времени на информационный поиск, так и по дидактической его обработке. Здесь существенную роль играют технический кругозор и опыт (производственный и педагогический) преподавателя, его методические знания. Учебные программы не ориентируют преподавателя на обоснованную логику изучения учебного материала; в разделах… Читать ещё >
Объективная причина методической задачи отбора учебного материала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Плохая обеспеченность учебной и методической литературой;
Несовершенство учебно-программной документации.
Учебные программы не ориентируют преподавателя на обоснованную логику изучения учебного материала; в разделах не конкретизируется состав и структура исходных и новых знаний, а также требования к результатам обучения.
Отбор учебного материла, является трудоёмким процессом как по затрате времени на информационный поиск, так и по дидактической его обработке. Здесь существенную роль играют технический кругозор и опыт (производственный и педагогический) преподавателя, его методические знания.
При отборе учебного материала, необходимо:
конкретизировать обязательный минимум технических понятий (основные и вспомогательные, исходные и новые) и уточнить их определения и условные обозначения;
создать модели понятийного содержания в свернутом виде;
оценить практическую значимость отобранного содержания: «ради чего следует изучать отобранное содержание учебного материала», «где и так оно будет востребовано в учебной либо профессиональной деятельности», «какие требования должны предъявляться к результатам усвоения»; рассчитать нормы времени на изучение отобранного содержания.
Отбор учебного материала регламентируется требованиями к профессиональной подготовке специалистов для конкретной отрасли производства.
В качестве инструментария отбора используется логико-дидактический, системно-структурный и деятельный подходы к анализу учебного материала, в центре внимания которого находятся понятия, составляющие обязательный минимум знаний для успешного выполнения конкретных видов деятельности.
Элементами отбора учебного материала служат «технические понятия»:
определят знания о предметах и явлениях;
составляют понятийный аппарат общетехнических и специальных дисциплин ;
выступают в качестве инструментария профессионального мышления.
Приемы структурирования и моделирования учебного материала, укрупнения дидактических единиц усвоения и проектирование учебных алгоритмов позволяют выявлять оптимальную структуру обязательного минимума знаний и адекватных им способов умственной деятельности, подчиненных основной дидактической цели обучения, сформулированной в параметрах деятельности.
Отбор учебного материала предполагает разработку модели понятийного содержания учебного материала в виде упорядоченной системы учебных элементов, каждый из которых представляет собой проект связей и отношений между понятиями и суждениями, которые должны установиться в сознании обучаемого в процессе его учения.
В целом отбор учебного материала по техническим дисциплинам можно представить в виде этапов методической деятельности преподавателя, которая раскрыта на схемах (рисунок 10.1 и 10.2).
Рисунок 10. 1 — Структурно-логическая схема «Этапы методической деятельности преподавателя при отборе учебного материала методом индукции».
Рисунок 10. 2 — Структурно-логическая схема «Этапы методической деятельности преподавателя при отборе учебного материала методом дедукции».
Логика учебного материала строится с учетом его специфики и групп технического знания: «знание — техника» — рисунок 10.3, «знание — технология» — рисунок 10.4, «знание — сырье и материалы» — рисунок 10.5.
Рисунок 10.4 — Структурно-логическая схема «Логика построения учебного материала группы «знание — технология».
Рисунок 10.5 — Структурно-логическая схема «Логика построения учебного материала группы «знание — сырье и материалы».