Особенности спасения евреев на территории Беларуси
В конце 1941 г., когда немцы устроили массовую резню евреев Новогрудка, Тувия, Зуся и Асаэль Бельские приняли решение основать в Налибокском лесу партизанский отряд, чтоб отомстить за смерть своих соплеменников и спасти оставшихся в живых. Через некоторое время вокруг них сплотились беглецы из лагерей и гетто, часто со своими семьями. Летом 1943 г. семейный лагерь Тувии Бельского насчитывал 1200… Читать ещё >
Особенности спасения евреев на территории Беларуси (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Территория Беларуси входит в состав стран, относящихся к странам Центральной и Восточной Европы. Исследователи Холокоста сделали вывод, что в государствах этого региона все усилия по спасению евреев сталкивались с многими трудностями и препятствиями. Тяжёлые условия в этих странах обуславливались тремя факторами:
- 1. Абсолютная и жесточайшая власть немцев и их союзников.
- 2. Безразличная, а иногда враждебная, позиция местного населения по отношению к евреям.
- 3. Многочисленность евреев в этих странах, а также строгий режим сепарации, породивший изоляцию евреев от нееврейского населения [2, c. 235].
Одним из путей спасения для евреев в этих странах было бегство из государства. Евреи из этих государств пытались бежать в соседнюю страну, но, с приходом фашистов в эту страну, они вынуждены были искать другие пути спасения.
В условиях оккупационного режима, когда евреи, с одной стороны, изо всех сил пытались выжить, с другой стороны, они продемонстрировали мужество и героизм с борьбе с нацизмом. Известно огромное количество примеров взаимопомощи, борьбы за жизнь, самопожертвования и самообороны. В некоторых гетто возникло организованное подпольное движение. Восстание в Варшавском гетто было первым вооружённым сопротивлением на территории оккупированной Европы. Восстания происходили также в лагерях смерти. Продолжали действовать молодёжные организации, существовавшие до войны. Они тренировали молодёжь, воспитывали в ней боевой дух и поддерживали связь с Палестиной. В нескольких местах под прикрытием производственных предприятий были организованы сионистские организации. Подпольная пресса информировала о положении на фронтах, призывала к сопротивлению, стойкости и ответственности.
Количество евреев-партизан увеличилось в 1942;1943 гг. Евреи стали заметными участниками партизанского движения во Франции, Бельгии, Словакии, Югославии, на Украине. Десятки тысяч евреев сражались и в Беларуси. Они помогали организовывать партизанские отряды и сражались в особых еврейских отрядах или смешанных батальонах. В Беларуси и на Украине в гуще лесов создавались семейные лагеря. Небоеспособные еврейские беглецы жили в таких лагерях под защитой еврейских партизан [5,c. 211].
Во многих гетто Беларуси было организовано движение Сопротивления, которое преследовало главную цель — спасение еврейского населения.
С момента своей организации в августе 1941 г. движение Сопротивления в Минске поставило перед собой задачу создать центр партизанской борьбы. Члены группы, которую возглавлял коммунист Гирш Смоляр, создали в гетто сеть по сбору оружия и установили регулярный контакт с партизанами. В середине 2942 г., когда «акции» приобрели постоянный характер, был осуществлён массовый побег из гетто. 10 000 евреев во главе с членами юденрата, при помощи связных, присоединились к партизанам. Многие погибли в пути, но те, кто уцелел, организовали семь партизанских отрядов.
Самостоятельные партизанские отряды активно действовали в Рудницком и Налибокском лесах под Минском. Многие командиры0евреи прославились своими рейдами. Евреи составляли значительную часть бойцов в партизанских отрядах, организованных Армией Людовой.
Уроженец Минска Шалом Зорин совершил побег и присоединился к отряду партизан под командованием его белорусского товарища Семёна Ганзенко. Вместе они организовали еврейский партизанский отряд из жителей Минского гетто, сбежавших в лес. С разрешения Зорина к отряду присоединялись как одинокие, так и семейные беглецы. К концу 1943 г. отряд действовал в Налибокском лесу и насчитывал около 800 человек, включая 150 детей. Большинство из них остались в живых.
В конце 1941 г., когда немцы устроили массовую резню евреев Новогрудка, Тувия, Зуся и Асаэль Бельские приняли решение основать в Налибокском лесу партизанский отряд, чтоб отомстить за смерть своих соплеменников и спасти оставшихся в живых. Через некоторое время вокруг них сплотились беглецы из лагерей и гетто, часто со своими семьями. Летом 1943 г. семейный лагерь Тувии Бельского насчитывал 1200 человек. Тувич, Зуся и большинство жителей лагеря остались в живых. Асаэль пал в бою против немцев в рядах Красной Армии.
Если бы не некоторые объективные факторы, еврейское партизанское движение могло стать ещё более массовым. Однако у евреев не было оружия, местное население, как правило, было настроено враждебно, леса кишели бандами головорезов. Многие командиры отказывались принимать евреев в свои отряды. Больше того, польские антисемиты — члены партизанских отрядов, нередко убивали евреев.
Стремясь спасти свою жизнь, некоторые евреи шли на отчаянные шаги. Большую роль играли в этом и подпольные организации, созданные в гетто. Об этом свидетельствует и история евреев гетто д. Лахва Лунинецкого района Брестской области. 8 июля 1941 г. был оккупирована д. Лахва (еврейское население население составляло 2300 человек), а в апреле 1942 г. здесь было создано гетто. Сионистские молодёжные организации ушли в подполье, во главе которого встал Яков Рохчин, член «Бейтара». В отличие от других, лахвицкое подполье сотрудничало с юденратом и еврейской полицией. 2 сентября 1943 г. стало известно, что неподалёку от гетто вырыли несколько огромных ям. С наступлением сумерек гетто было оцеплено. Его обитатели поняли, что их ждёт неминуемая смерть. По сигналу подпольщиков начался штурм забора, окружавшего гетто, а его жители, в основном безоружные только у некоторых были топоры — напали на немцев. Многие из тех, кто вырвался за ворота, были застрелены немцами. Из тысячи убежавших, 600 удалось скрыться на болотах; остальных повели на расстрел к ямам.
Во время Холокоста универсальный библейский наказ «Возлюби ближнего своего как самого себя» проявился самым непосредственным образом. Несмотря на то, что каждый человек должен был вести ежедневную борьбу за жизнь в условиях всеобщего насилия, многие евреи восприняли библейский наказ как руководство к действию и достойно воплотили его в жизнь. Они рисковали собой, чтобы спасти других евреев и доказали свою приверженность изречению «Сторож ли я брату своему».
Шмуэль (Освальд) Руфейзен, очутившись в городке Мир, был назначен личным секретарём и переводчиком начальника местной немецкой полиции. Благодаря фальшивым документам и знанию языков, он сумел завоевать полное доверие своего начальника, который делился с ним конфиденциальной информацией. Когда Руфейзену стало известно о планах по уничтожению евреев посёлка Мир, он связался с группами Сопротивления и предупредил их о готовящейся «акции». Его информация помогла спасти около 300 евреев, которые бежали из гетто. В конце концов, Руфейзена разоблачили, но ему удалось скрыться.
В разных странах Европы были евреи, которые возглавляли подпольные группы, являвшиеся инициаторами спасения евреев[5, c. 316].