Архитектура электронного правительства и основные компоненты инфраструктуры электронного правительства
Индивидуальный идентификационный номер, должен присваиваться, с момента регистрации рождения, или обретением гражданства РК, а на переходном этапе — при выдаче удостоверения личности. Идентификационный номер должен проставляться и использоваться во всех документах, получаемых человеком на протяжении его жизни. Он должен обеспечить интеграцию данных о физическом лице из разных информационных… Читать ещё >
Архитектура электронного правительства и основные компоненты инфраструктуры электронного правительства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Реализация инициатив ЭП будет обеспечена благодаря использованию структурированных, систематических подходов к планированию и реализации этих инициатив, основанных на разработке и реализации единой архитектуры ЭП.
Единая архитектура ЭП (далее ЕА) представляет собой структуру, отображающую взаимосвязи между всеми элементами ЭП и должна позволить идентифицировать и систематизировать существующие у различных министерств и ведомств потребности по использованию ИКТ, возможности по сокращению имеющейся избыточности, а также определить направления, по которым у них имеются однородные запросы на инвестиции в ИКТ.
Единая архитектура ЭП, являясь эталонной моделью процессов и структур государственного управления, представляет методологическую основу реализуемых ИКТ-проектов и мероприятий. В этом качестве ЕА предназначена обеспечивать:
поддержку корректности целей отдельных проектов, координацию проектов между собой, оценку эффективности отдельных проектов, оптимизации использования средств за счет устранения дублирования работ, инвестирования в перспективные технологии и совместимые системы.
Ключевая роль ЕА четко проявляется на примере межведомственных проектов, где ЕА выступает в качестве единого «каркаса», который используется и как набор критериев оценки проектов и как один из обязательных нормативных и методических инструментов по выбору, выполнению и контролю эффективности проектов.
ЕА является целостным взглядом на то, что государство и отдельные ведомства делают, как они работают, и как ИКТ обеспечивают необходимую для этого поддержку. Без такого системного подхода реализация инициативы электронного правительства неизбежно будет сопряжена с большим количеством проблем и неэффективных затрат.
Общая структура ЕА состоит из трех архитектурных слоев, связанных требованиями реализации потребностей (рисунок 13):
архитектура деятельности;
системная архитектура;
техническая архитектура, а также двух «сквозных» архитектурных компонент, имеющими свои отражения в каждом из трех предыдущих слоев:
архитектура непрерывности деятельности и безопасности;
архитектура производительности (эффективности).
В основе архитектуры деятельности должна лежать модель описания деятельности государственных и местных органов власти с точки зрения функций и процессов реализации этих функций. Эта модель должна описывать взаимные обязательства органов государственной власти, а также их обязательства по отношению к гражданам и бизнес-структурам.
Системная архитектура отражает главные связи предлагаемых государственными и местными органами власти услуг с прикладными архитектурными компонентами поддержки этих услуг средствами ИКТ прикладного уровня. Она содержит стандарты и рекомендации развития информационных систем государственных и местных органов власти, обеспечивающих реализацию государственных функций, а также базовых компонент и элементов ЭП, которые должны использоваться централизовано или многократно многими ведомствами: портал ЭП, удостоверяющий центр, национальная идентификационная система.
Техническая архитектура отражает возможности базовых информационно-коммуникационных технологий в качестве средств организации взаимодействия прикладных компонент системной архитектуры между собой, с источниками данных и с пользователями информационных систем. Данная архитектура включает в себя стандарты и рекомендации на используемые в государстве аппаратное и программное обеспечение, коммуникации, технологические стандарты и протоколы, а также методологию описания и стандартизации данных государственных информационных систем и стандарт на метаданные.
Архитектура непрерывности деятельности и безопасности предназначена для планирования, поддержки реализации и контроля на архитектурном уровне комплексов действий и средств, предназначенных для обеспечения непрерывности деятельности органов власти и систем ЭП с заданными значениями параметров и обеспечения информационной безопасности.
Рисунок 13. Единая архитектура ЭП.
Архитектура производительности (эффективности) ЭП и его компонентов представляет собой систему сбалансированных показателей и общих метрик для оценки значений производительности, результативности и эффективности компонентов ЭП по всей вертикали — от отдельных информационных систем и деловых процессов до главных результатов деятельности и их стратегических влияний (последствий).
К основным компонентам инфраструктуры ЭП относятся (рисунок 14):
Рисунок 14. Общая схема инфраструктуры ЭП.
- 1. Портал ЭП, обеспечивающий реализацию единой точки входа к ведомственным информационным системам, ориентированным на предоставление интерактивных услуг гражданам и бизнес-структурам.
- 2. Удостоверяющий центр, являющийся компонентом инфраструктуры открытых ключей, являющейся основой для обеспечения защищенного информационного обмена, санкционированного доступа к услугам, предоставляемым ведомственными информационными системами, а также подтверждение авторства электронных документов.
- 3. Национальная идентификационная система, позволяющая идентифицировать субъекты взаимодействия.
- 4. Единая защищенная транспортная среда, обеспечивающая функционирование и взаимодействие внутренних информационных систем, и защищенный выход в телекоммуникации общего пользования.
- 5. Информационные системы ведомств и местных органов власти — поставщики электронных услуг.
Портал ЭП
Взаимодействие правительства с гражданами и бизнес-структурами должно быть организовано через портал ЭП, представляющий «единую точку доступа» ко всем электронным услугам и публичным информационным ресурсам госорганов.
На первых порах, необходимо определить набор электронных услуг, позволяющих гражданам и организациям получать образцы всех документов (бланков), которые требуется заполнять при контактах с госорганами, инструкции по их заполнению и распечатке, механизмы поиска документов по заданным критериям и полнотекстовый поиск. Такой подход позволит ведомствам заблаговременно стандартизовать формы электронных документов, спроектировать их вид и структуру полей так, чтобы они правильно отображались на экране терминала.
Необходимо разработать средства аутентификации и персонализация пользователей, обеспечить доступ к информационным ресурсам и услугам ЭП с помощью всех имеющихся средств коммуникаций (Интернет, электронная почта, мобильный протокол WAP и др.).
Необходимо организовать взаимодействие с платежной системой Республики Казахстан для осуществления финансовых транзакций.
Должен быть обеспечен последовательный запуск услуг ЭП в соответствии с выбранной стратегией и приоритетами, с учетом электронных услуг, реализация которых требует взаимодействия информационных систем различных ведомств.
Интеграция и взаимодействие различных услуг и информационных систем различных ведомств может осуществляться как посредством web-служб так и функциями маршрутизации сообщений.
Функции маршрутизации сообщений между информационными системами различных ведомств, а также трансформации этих сообщений на основе соответствующих XML схем в целях обеспечения совместимости информационных систем должны быть обеспечены через Правительственный шлюз, являющийся интерфейсом между порталом и информационными системами ведомств и местных органов власти.
Основными компонентами такого интерфейса являются:
Среда гарантированной доставки, трансформации и маршрутизации сообщений на базе стандартных Интернет-протоколов.
Коммуникативный XML-формат, который служит средством описания и организации информационного взаимодействия портала ЭП и ведомственных информационных систем. При этом данные могут по-прежнему храниться в прикладных системах и базах данных в своем внутреннем формате, но в случае необходимости их пересылки в другое приложение они будут трансформироваться в формат XML, как в промежуточный формат, понимаемый всеми системами.
Он должен основываться на базе метаданных, которые описывают состав и свойства данных, хранящихся в ведомственных информационных системах и методы доступа к ним. Метаданные, обеспечивающие эффективность поиска информации (на портале), описания слабоструктурированной информации (документов), создания архивов с записями электронных документов.
Применение коммуникативного XML-формата уже на этапе проектирования позволит разработчикам ведомственных информационных систем систематизировать, унифицировать и стандартизировать в определенной степени свойства ведомственных данных.
Функции непрерывной поддержки и развития коммуникативного XML-формата, основанного на описании ведомственных информационных систем в Регистре ИТР, необходимо возложить на национального оператора в области информатизации ЗАО «Национальные информационные технологии».
Развитие портала с учетом темпов формирования и готовности элементов инфраструктуры ЭП представляет собой эволюционный процесс. Его внедрение должно происходить поэтапно.
Для реализации портала ЭП целесообразно приобретение стандартного, отлаженного программного обеспечения, реализующего большинство описанных выше функций.
Удостоверяющий центр
Удостоверяющий центр предназначен для поддержки процедур аутентификации пользователей на портале ЭП, обеспечивая подтверждение соответствия открытого ключа электронной цифровой подписи закрытому ключу электронной цифровой подписи, а также для подтверждения достоверности регистрационного свидетельства пользователя портала. Обращение к Удостоверяющему центру происходит только тогда, когда пользователь обращается к услуге, требующей подтверждения прав доступа к ней. После первого обращения электронные документы, сформированные пользователем портала в этом сеансе работы, автоматически подписываются его электронной цифровой подписью и приобретают правовой статус.
Задачей Удостоверяющего центра является также обеспечение защищенного электронного документооборота между государственными органами Республики Казахстан.
Электронные документы, подписанные в процессе работы, приобретают правовой статус в соответствии с законом РК от 7 января 2003 года № 370-II «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» .
Работа Удостоверяющего центра должна базироваться на инфраструктуре открытых ключей, создание и полноценное использование которой позволит правительству гарантировать высокий уровень защищенности информации, обеспечить соблюдение конституционных прав граждан на конфиденциальность при их взаимодействии с государством, прав коммерческих структур на защиту коммерческой тайны, что приведет к расширению круга потребителей услуг еправительства.
Технология аутентификации пользователей должна позволять использовать в качестве носителей ключевой информации специализированные персональные устройства, исключающие возможность подделки/тиражирования, например смарт-карты. Конкретный выбор устройства должен быть определен на этапе технического проектирования.
Важной задачей ведения персонального учета является определение принадлежности ключевой информации на электронном носителе данному физическому лицу. Решением здесь может быть применение методов идентификации на основе измерения биометрических показателей (отпечатков пальцев, рисунка радужной оболочки глаза и пр.).
Национальная идентификационная система
Одной из основных функциональных компонент ЭП является национальная идентификационная система, обеспечивающая процедуры идентификации субъектов обмена информацией.
В настоящее время регистрация и идентификация физических и юридических лиц производится на ведомственном уровне. Существование различных идентификационных номеров, таких как, социальный индивидуальный код (СИК), регистрационный номер налогоплательщика (РНН) и других, усложняет интеграцию информационных систем. Концепция ЭП требует наличия единого идентификационного номера. Решением является создание единых регистров физических и юридических лиц, имеющих на переходном этапе в качестве дополнительных атрибутов ведомственные идентификационные номера.
Индивидуальный идентификационный номер, должен присваиваться, с момента регистрации рождения, или обретением гражданства РК, а на переходном этапе — при выдаче удостоверения личности. Идентификационный номер должен проставляться и использоваться во всех документах, получаемых человеком на протяжении его жизни. Он должен обеспечить интеграцию данных о физическом лице из разных информационных систем и удовлетворять следующим требованиям: неизменность на протяжении всей жизни гражданина, минимально возможная длина, помехоустойчивость, возможность автоматического формирования в децентрализованном режиме.
Для улучшения качества услуг, предоставляемых правительством гражданам и бизнес-структурам, необходимо разработать мероприятия по внедрению удостоверений личности, основанных на микропроцессорных электронных технологиях, содержащих регистрационное свидетельство открытого ключа электронной цифровой подписи, предназначенное для прохождения процедуры аутентификации на портале ЭП. Кроме того, такие удостоверения личности могут содержать дополнительную личную информацию (водительское удостоверение, медицинскую и платежные карточки и т. д.) и должны в дальнейшем стать важнейшим элементом инфраструктуры еправительства.
Реализация единого персонифицированного учета будет осуществляться через формирование ГБД «Физические лица».
ГБД «Юридические лица» предназначена для обеспечения единого учета юридических лиц и должна обеспечить интеграцию ведомственных регистров юридических лиц, таких как регистр налогоплательщиков, регистр юридических лиц статистических органов, регистр Министерства юстиции. Реализация этой базы данных должна обеспечить единую централизованную регистрацию юридических лиц.
ГБД «Адресный регистр» должна служить единственным источником адресной информации для информационных систем и программного обеспечения Национальной информационной инфраструктуры. Данный регистр должен содержать топонимическую и геонимическую информацию обо всех населенных пунктах, улицах, зданиях, квартирах и других объектах недвижимости. Адресный регистр также фиксирует изменение состояний адресной информации (переименование населенных пунктов, улиц и т. д., ввод в действие или прекращение действия топонимов и геонимов). Он должен базироваться на единой нормативно-справочной информации адресов для всех участников информационного пространства.
Единая транспортная среда государственных органов
В настоящее время, государственные органы строят свои информационно-коммуникационные системы (ИКС) независимо и изолированно друг от друга, ориентируясь исключительно на собственные нужды.
В частности, при реализации интегрированных распределенных многоуровневых систем (системы налогового и таможенного администрирования, казначейства и пенсионного обеспечения), отсутствие единой транспортной среды госорганов привело к созданию корпоративных коммуникационных сетей. При таком подходе происходит распыление значительных финансовых и материальных средств, отсутствует единая политика безопасности, проблематична организация межведомственного взаимодействия на любом уровне административно-территориального устройства государства.
Решением является создание единой мультисервисной защищенной транспортной среды государственных органов (далее — ЕТС ГО РК) с участием операторов связи на базе современных технологий, которая позволит:
- — организовать единую политику защиты информации и безопасности;
- — объединить существующие и разрабатываемые ведомственные информационные системы государственных органов;
- — создать виртуальные частные сети;
- — снизить затраты на эксплуатацию ведомственных сетей государственных органов и сети межведомственного обмена информацией.
Создание ЕТС ГО РК на основе современных технических решений должно обеспечить организацию надежной общедоступной защищенной сети передачи данных с предоставлением услуг гарантированного качества обслуживания по передаче разнородного трафика (видео, голоса, данных) на базе современных технологий передачи данных.
Информационные системы ведомств и местных органов власти
Ведомственные информационные системы отражают специфику работы того или иного ведомства, связанную с его функциональным назначением. В настоящее время информатизация ведомств в основном ориентирована на автоматизацию внутренних бизнес процессов. В соответствии с данной концепцией архитектура ведомственных информационных систем должна быть пересмотрена и дополнена с учетом предоставления электронных услуг гражданам и бизнес-структурам. Во исполнение этого положения каждое ведомство должно принять свою программу информатизации отрасли.
В рамках ведомственных информационных систем формируются составляющие базы данных «Ресурсы Казахстана», представляющие собой множество самостоятельных баз данных, таких как: природных и минеральных ресурсов и недр, национальный нефтегазовый банк данных, библиотечные фонды и т. д.
Регистр недвижимости, является составной частью базы данных «Ресурсы Казахстана», и он является единым защищенным источником информации обо всех объектах недвижимости на территории Республики Казахстан, включая здания, сооружения, квартиры.
Земельный кадастр предназначен для хранения учетной информации о земельных участках.
Ведомственные информационные системы, реализующие электронные услуги, должны разрабатываться самостоятельно в соответствии с единой архитектурой ЭП.
Основными поставщиками услуг в рамках концепции являются информационные системы местных органов власти, обеспечивающие такие услуги как регистрация по месту жительства, оплата коммунальных платежей и т. п.
Информационные системы, реализующие электронные услуги на местном уровне разрабатываются централизованно, проходят апробацию в пилотных зонах и тиражируются в регионах.
Услуги сектора «правительство-правительство» обеспечиваются такими интегрированными информационными системами как единая система электронного документооборота, типовая система информационного обеспечения административно-хозяйственной деятельности государственных органов. Также здесь можно отметить такие ведомственные системы, как информационная система формирования республиканского бюджета и Ситуационная система государственного управления Министерства экономики и бюджетного планирования РК, интегрированная информационная система казначейства Министерства финансов РК, внедряемая система электронных государственных закупок Агентства Республики Казахстан по государственным закупкам и др.