Информационная культура как образ жизни
Становление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Особое значение в информационном обществе приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры… Читать ещё >
Информационная культура как образ жизни (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
" Мы живем в ХХІ веке, а это значит, что мы живем в информационном обществе" .
Информационную культуру создает и воспроизводит человек и только человек, независимо от того, в какой форме существует информационное пространство. Если сегодня Интернет, наряду с полезными вещами, загружен разным хламом, то это отражает культуру человека, точнее, части общества. И здесь никакими запретами не обойтись, Интернет есть полное отражение нашего общества. Разве только создание корпоративных сетей для избранных, что довольно часто и делается. Средства массовой информации в этом плане ничем не отличаются от Интернета. Там также много хлама, правда представленной в более удобной форме и хотя бы отредактированный. Информационное пространство в целом не соотносимо с культурой общечеловеческой, но именно общая культура формирует информационное пространство в культурном контексте. Поэтому, если говорить о высокой информационной культуре, ее можно достичь только путем длительного воспитания и повышения общей культуры.
Постиндустриальное состояние человеческой цивилизации правомерно связывают с развитием информационного общества — общества, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной информации, ее свободой и доступностью. Возникновение информационного общества неразрывно связано с осознанием фундаментальной роли информации в общественном развитии, рассмотрением в широком социокультурном контексте таких феноменов, как информационные ресурсы, новые информационные технологии, информатизация.
Становление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Особое значение в информационном обществе приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.
Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Ею станут знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. Информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности.
Бурное развитие компьютерной техники и ИТ послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.
Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний.
В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все силы направлены на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются в основном интеллект и знания, что приводит к увеличению доли умственного труда.
Признаки информационного общества.
- 1. Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека
- 2. Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т. п.) является информация.
- 3. Информация же является продуктом деятельности современного человека.
- 4. Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли — продажи.
- 5. Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.
- 6. Безопасность информационного общества, информации.
- 7. Защита интеллектуальной собственности.
- 8. Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.
- 9. Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.
Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:
- · все большее влияние на общество средств массовой информации;
- · информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;
- · существует проблема отбора качественной и достоверной информации;
- · многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.
- · существует опасность разрыва между «информационной элитой» (людьми), занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.
Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией: США, Япония, Англия, Германия, страны Западной Европы.
В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо учиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией.
Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры.
Всё выше перечисленное должно базироваться на осознании роли информации в обществе, знании законов информационной среды и понимании своего места в ней, владении новыми информационными технологиями.
Критерии информационной культуры человека.
- · умение адекватно формулировать свою потребность в информации;
- · эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов;
- · перерабатывать информацию и создавать качественно новую;
- · вести индивидуальные информационно-поисковые системы;
- · адекватно отбирать и оценивать информацию;
- · способность к информационному общению и компьютерную грамотность.