Нормативное регулирование аудита и публичности бухгалтерской отчетности.
Понятия, цели и основные принципы аудита бухгалтерской отчетности
Согласно п. 2 ст.1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудит проводится только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не в праве заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания аудиторских… Читать ещё >
Нормативное регулирование аудита и публичности бухгалтерской отчетности. Понятия, цели и основные принципы аудита бухгалтерской отчетности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основными нормативными документами, регулирующими аудит и публичность бухгалтерской отчетности являются:
- · Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ. (ред. от 28.11.2011). «О бухгалтерском учете» .
- · положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). (в ред. Приказов Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н, от 08.11.2010 N142н).
- · Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ;
- · Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» в ред. Постановлений правительства РФ от 04.07.2003 № 405, от 07.10.2004 № 532. От 16.04.2005 № 228, от 25.08.2006 № 523, от 22.07.2008 № 557, от 19.11.2008 № 863; от 02.08.2010 N 586, от 27.01.2011 N 30, от 22.12.2011 N 1095)
- · Приказ Минфина России от 22.07.2003 N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» .
Аудит бухгалтерской отчетности
Аудит — независимый анализ, с помощью которого изучается и оценивается состояние хозяйствующего субъекта, выявляются противоречия и причинно — следственные связи в финансовой отчетности организации.
Бухгалтерская отчетность организации должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах её деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверность информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, подтверждается независимым экспертом — аудитором. Поэтому согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учёте» составной частью бухгалтерской отчетности является аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. Необходимость подтверждения бухгалтерской отчетности обусловлена тремя важными обстоятельствами.
Во-первых, показатели бухгалтерской отчетности являются информационной базой для принятия решений заинтересованными пользователями, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками, заимодавцами, поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, органами власти и общественностью в целом.
Во-вторых, бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности, применения оценочных значений, возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни, возможной пристрастности её составителей.
В-третьих, степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов. Поэтому для подтверждения показателей бухгалтерской отчетности привлекается независимый специалист, который может произвести оценку информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерская отчетность экономического субъекта, предоставляемая пользователям, может быть признана достоверной. Если формирование показателей бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах соответствует нормативным актам, регулирующим бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность в Российской Федерации.
Независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией или индивидуальным аудитором и имеющая своим результатом выражение мнения о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта, является аудитом бухгалтерской отчетности.
С точки зрения аудита, под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчётности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. При этом под существенностью информации понимается свойство, которое делает ее (информацию) способной влиять на экономические решения разумного пользователя такой информации. Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчётности с большой степенью вероятности перестанет быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.
Для определения уровня существенности при планировании и проведении аудита аудиторская фирма должна основываться на внутрифирменных стандартах, если нормативные акты, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации, не устанавливают более жесткие требования.
Согласно п. 2 ст.1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудит проводится только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не в праве заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания аудиторских услуг.
Таким образом, основным параметром бухгалтерской отчетности является ее достоверность, которая определяется независимыми экспертами (аудиторами).