Особенности бухгалтерского учета материалов
В случае возникновения недостачи (излишков) с материально-ответственного лица берется объяснительная записка, в которой материально-ответственное лицо указывает причины недостачи (излишков). В случае если материально-ответственное лицо отказывается подписывать в качестве ознакомления акт снятия остатков и (или) писать объяснительную записку, комиссией составляется акт, свидетельствующий о факте… Читать ещё >
Особенности бухгалтерского учета материалов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На основании регистров, формируемых в программе автоматизации учета ООО «Ландыш» рассмотрим синтетический и аналитический учет движения материалов. Определим счета, в корреспонденции с которыми происходит поступление или выбытие материалов. Для этого рассмотрим регистр «Анализ счета» по счету 10 «Материалы» за 2011 год.
При поступлении партии материалов от поставщика на основании первичных сопроводительных документов, приведенных в приложениях А-Д, в бухгалтерском учете ООО «Ландыш» сделаны следующие записи, отраженные в таблице 5.
Таблица 5 — Синтетический учет поступления материалов от поставщиков.
№ п/п. | Содержание операции. | Корреспонденция счетов. | |
Дебит. | Кредит. | ||
Оприходован шампунь д/волос серебр. д/осветл. оттенков для нейтрал. желтизны. | 10−1. | 60−1. | |
Выделен НДС. | 60−1. | ||
Транспортные расходы по доставке. | 10−1. | 60−1. | |
Выделен НДС. | 60−1. |
При поступлении материалов от подотчетных лиц на основании авансового отчета № 5 от 13.03.2011 года в бухгалтерском учете ООО «Ландыш» сделаны следующие синтетические и аналитические записи, приведенные в таблице 6. Авансовый отчет приведен в приложении 3.
Таблица 6 — Синтетический и аналитический учет поступления материалов от подотчетных лиц.
Наименование материалов. | Количество. | Дебит. | Кредит. | Подотчетное лицо. | Сумма, руб. |
Содержание операции. | |||||
Салфетки из хлопчатобумажной ткани. | 1000,00. | 10−06. | 71−01. | Хорошкова Анастасия Игоревна. | 2000,00. |
Оприходованы салфетки из хлопчато-бумажной ткани. | |||||
Бумага. | 2,00. | 10−06. | 71−01. | Хорошкова Анастасия Игоревна. | 550,00. |
Оприходована бумага. | |||||
Журнал «Прически». | 10,000. | 10−06. | 71−01. | Хорошкова Анастасия Игоревна. | 1000,00. |
Оприходованы журналы «Прически». | |||||
Калькулятор | 1,000. | 10−06. | 71−01. | Хорошкова Анастасия Игоревна. | 154,00. |
Оприходованы калькуляторы. |
Операции списания материалов в производство отражаются в бухгалтерском учете ООО «Ландыш» следующим образом, представленным в таблице 7.
Таблица 7 — Синтетический учет списания материалов в производство.
№ п/п. | Содержание операции. | Корреспонденция счетов. | Сумма, руб. | |
Дебит. | Кредит. | |||
Списаны крем краска для волос нейтральный. | 20−01−1. | 10−1. | 4350,00. |
Синтетический и аналитический учет списания материалов на общепроизводственные и общехозяйственные нужды ведется аналогично списанию материалов на производство в корреспонденции со счетами 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные затраты».
На основании первичных документов, указанных выше, по учету выданных спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений в программе автоматизации учета создан документ «Передача материалов в эксплуатацию». Данный документ имеет вид унифицированной ведомости МБ-7. Бухгалтерские записи по списанию спецодежды в ООО «Ландыш» на основании данной ведомости № 1 от 05.03.2011 года приведены в таблице 8.
Таблица 8 — Синтетический и аналитический учет списания спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений.
Дебит. | Кредит. | Наименование материалов. | Количество. | Сумма, руб. |
Склад. | Содержание операции. | |||
10−11. | 10−10. | Халат белый х/б. | 1,000. | 250,00. |
СЛ — склад материалов. | Передача материалов в эксплуатацию. | |||
10−11. | 10−10. | Медицинский халат. | 2,000. | 2500,00. |
СЛ — склад материалов. | Передача материалов в эксплуатацию. | |||
10−11. | 10−10. | Футболка. | 4,000. | 2750,00. |
СЛ — склад материалов. | Передача материалов в эксплуатацию. | |||
10−11. | 10−10. | Фартук — халат. | 10,000. | 4340,00. |
СЛ — склад материалов. | Передача материалов в эксплуатацию. |
В конце месяца в бухгалтерском учете проводится документ «Погашение стоимости», так как отнесение стоимости средств индивидуальной защиты на затраты производится постепенно линейным способом по объектам со сроком эксплуатации более 12 месяцев. Стоимость средств индивидуальной защиты со сроком эксплуатации менее 12 месяцев может быть отнесена на затраты единовременно. ООО «Ландыш» пользуется данным принципом списания спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений, но он не закреплен в учетной политике ООО «Ландыш». Бухгалтерские записи по погашению стоимости средств индивидуальной защиты приведены в таблице 9.
Таблица 9 — Синтетический учет погашения стоимости выданных средств индивидуальной защиты.
№ п/п. | Содержание операции. | Корреспонденция счетов. | Сумма, руб. | |
Дебит. | Кредит. | |||
Погашение стоимости. | 44−02−1. | 10−11. | 1600,00. |
График проведения обязательной ежегодной инвентаризации, который должен быть приложен к учетной политике, отсутствует. Инвентаризации проводятся в организации и на складе. В последнем квартале перед составлением годовой бухгалтерской отчетности инвентаризация проводится или в залах, или на складе.
К внутренним документам, регламентирующим порядок и сроки проведения инвентаризации, относится документ «Требования к организации работы подразделения» редакция 2.8 от 02.02.2009 г. Фрагмент данного документа представлен в приложении К. Согласно требованиям выборочная инвентаризация склада должна проводиться в обязательном порядке ежемесячно и обязательная полная инвентаризация ежегодно. При выборочной инвентаризации должно быть проверено не менее 20% номенклатуры, хранящейся на складе. Полная инвентаризация должна проходить также при смене материально-ответственного лица. Для проведения инвентаризации приказом директора создается комиссия, которая проводит снятие остатков. Данные положения не соблюдаются.
При проведении инвентаризации создаются следующие документы:
- — акт снятия остатков, подписанный комиссией и переданный на ознакомление под роспись материально-ответственному лицу;
- — сличительная ведомость с учетной программой для выявления недостачи (излишков), приведена в приложении Л.
В случае возникновения недостачи (излишков) с материально-ответственного лица берется объяснительная записка, в которой материально-ответственное лицо указывает причины недостачи (излишков). В случае если материально-ответственное лицо отказывается подписывать в качестве ознакомления акт снятия остатков и (или) писать объяснительную записку, комиссией составляется акт, свидетельствующий о факте отказа. Далее документы передаются для ознакомления директору по продажам либо управляющему.
Данное внутреннее положение по организации проведения инвентаризации и отражения ее результатов в учете не отражает все случаи, при которых проведение инвентаризации обязательно, согласно требованиям пункта 27 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ [8].
Списки постоянно действующих инвентаризационных комиссий не утверждены, каждый раз комиссия назначается приказом руководителя. Однако проведение инвентаризации и подведение ее итогов возложено и исполняется в ООО «Ландыш» представители отдела контроля ТМЦ и отдела внутреннего аудита. Это основные функции данных подразделений.
Проведение инвентаризации и ее результаты отражаются в ООО «Ландыш» следующими документами:
- — список документов, передаваемых в бухгалтерию;
- — итоги по ревизии в суммовом выражении;
- — приказ о проведении инвентаризации;
- — инвентаризационная опись ТМЦ (унифицированная форма ИНВ — 3);
- — инвентаризационная опись товаров;
- — сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ (унифицированная форма ИНВ — 19 [13]);
- — ведомость по недостаче и излишкам в количественном выражении с пояснениями материально-ответственных лиц;
- — служебные записки о внесении изменений в результаты инвентаризации, комментарии материально-ответственных лиц;
- — ведомость оприходованных и списанных материалов по результатам инвентаризации в количественном и суммовом выражении.
Порядок отражения результатов проведения инвентаризации в бухгалтерском учете ООО «Ландыш» будет проанализирован в процессе аудита материалов.