Развитие ремесла в Северном Азербайджане и его влияние на внешнюю торговлю
Есть отдельные рецепты изготовления разнообразных цветных глазурей для красноглиняных и фаянсовых, керамических предметов. Здесь же рассказывается о производстве эмалей и о рецептах изготовления их из так называемой «глины мудрости». С появлением расписной керамики в Северном Азербайджане был сделан важный шаг к первому этапу интенсивного развития сложных керамических ремесел. Расписная керамика… Читать ещё >
Развитие ремесла в Северном Азербайджане и его влияние на внешнюю торговлю (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Развитие ремесла в Северном Азербайджане и его влияние на внешнюю торговлю
В историко-географических источниках античных и средневековых авторов содержатся крайне непоследовательные, но очень важные сведения о структуре ремесленного производства, отдельных его отраслей, в том числе и о керамике, торговле, количестве и этническом составе населения городов Северного Азербайджана указанного периода.
Изготовление керамических изделий (включая фаянс) средневековыми мастерами зависело от многих, различных факторов, главными из которых являлись различные климатические типы, наличие богатых естественных, природных ресурсов и уровень экономического и культурного развития населения данной территории. С учётом вышесказанного можно предположить, что для производства местного, высокохудожественного, полихромного фаянса, кроме вышеуказанных слагаемых был необходим минимум объективных и субъективных факторов, имеющих специфические особенности (общие, внутренние и внешние):
- 1. Богатые каолино-огнеупорные и бентонитовые глины.
- 2. Неглинистые материалы минерального и органического происхождения, обладающие клейкостью и некоторой пластичностью.
- 3. Наличие местного топлива.
- 4. Проверенные временем технические и технологические приёмы изготовления и обжига.
- 5. Географическое расположение и состояние городов.
- 6. Торговые и культурные связи со странами-производителями фаянсовых изделий.
В VII—XIV вв. в Северном Азербайджане гончарное производство достигло высокой степени развития, сырьём для которого служили высококачественные легкоплавкие и тугоплавкие, первичные и вторичные каолино-огнеупорные глины Малого Кавказа [9]. В частности, рек Гянджачая и Кошкарчая, Загликского, Кызыл-джинского, Геташенского, Готульского, Карамурадского, Шахбузского, Бала-Кюльфинского, Чардахлинского месторождений, а также бентониты северо-восточных предгорий Малого Кавказа, Шемахинско-Кобыстанские и Апшеронские месторождения глины, удовлетворяющие потребности гончарного производства.
Тесно связанным с Восточным и Западным миром в XII—XIV вв. в поэме «Арест» Хагани Ширвани в «Хамсе» Низами Гянджави и в сборнике рассказов Мустауфи (казначея) Ма’суда ибн Намдара имеются сведения о различных металлических окислах, рецептах и об изготовлении строительных материалов и глиняных (фаянсовых) изделий. Учёные Азербайджана Абу-л-Фазл Хубайш ибн Ибрахим Тифлиси (XII в.) в «Описании ремесел» [10], Насиреддин Туси (XIII в.) в «Джавахирнаме» (Тансугнамейи — Элхани), Хамдаллах Казвини (XIV в.) в «Усладе сердец», Мухаммед ибн Хиндушах Нахчывани (XIV в.) в «Дастур ал-Катиб фи тайин ал маратиб» хорошо освещают ключевые вопросы, связанные с памятниками народной, бытовой химии.
Учёные-естествоиспытатели, путешественники, поэты, миссионеры и исследователи в своих трудах, дневниках и записках сообщают об активной добыче естественных полезных ископаемых при помощи примитивных технических средств и о применении их в металлургии и керамическом производстве Северного Азербайджана.
Есть отдельные рецепты изготовления разнообразных цветных глазурей для красноглиняных и фаянсовых, керамических предметов. Здесь же рассказывается о производстве эмалей и о рецептах изготовления их из так называемой «глины мудрости». С появлением расписной керамики в Северном Азербайджане был сделан важный шаг к первому этапу интенсивного развития сложных керамических ремесел. Расписная керамика являлась одним из основных субъективных факторов, способствующим развитию производства местной глазури, стекла и высокохудожественных фаянсовых изделий. Скопление в городах Северного Азербайджана многочисленных изделий средиземноморских мастеров (стеклянных бус, различных видов украшений из Египетского фаянса) несущих на себе отпечаток двух больших культур, создало реальные условия для обогащения технологического и физико-термического процессов производства, возникновения традиции ангобирования белой массой. Большую роль в процессе становления производства керамико-фаянсовых изделий сыграло также производство силикатных пронизок, бус, подвесок, мелких амулетов, найденных в большом количестве в городах Северного Азербайджана до арабского периода. А. Лукас считал, что стекловидные связующие вещества, несомненно, сыграли во все последующие периоды одно из главных ролей изображения нового вида керамической продукции — фаянса [5], свидетельствующего о стремлении к роскоши, близости вкусам населения и о широком размахе торговли. Расчёты показывают, что технические и технологические успехи, достигнутые к концу первого тысячелетия до н.э. и появления в III—IV вв. поливных керамических изделий, дали новый толчок углублению художественного творчества и открывали широкие перспективы для достижений конечной цели производства фаянсовых изделий.
Интенсивному развитию металлургического и керамического производства в городах Северного Азербайджана способствовало также сооружение печей из каолино-огнеупорных глин с различными примесями. С. М. Казиев, О. Ш. Исмизаде, В. Г. Алиев, Г. М. Ахмедов, Г. А. Джидди, Ф. А. Ибрагимов, К. Г. Алиев [1], А. Б. Нуриев, Г. С. Исмаилзаде, М. М. Алиев, М. А. Кашкай [2], Т. И. Голубкина [3] и Г. Г. Агаев указывают, что разработка месторождений высокосортных глин, кварцитов и исландского (полевого) шпата, необходимых для гончарного ремесла и которых в Северном Азербайджане немало, началась с глубокой древности. К сожалению, пока не изучен химико-минералогический состав кирпичей, кладочных растворов, плавильных, обжигательных печей различных периодов, обнаруженных во время археологических раскопок. Некоторые исследователи, не изучая минералогический состав и физико-механические свойства кладок, кладочных растворов, мест расположения залежей каолино-огнеупорных глин, отрицают производство фаянсовых изделий в средневековых городах Северного Азербайджана. Фундаментная часть кабалинских и гарасаккалских (Гейгельский район) керамических печей, относящихся к IX—X вв., согласно минералогии, химико-технологическому анализу забутовы-вались слоем каолино-огнеупорной глины. Внешняя сторона стенок этих аркообразных, квадратных печей была обмазана каолинитом с примесями полевошпатовых пород. При кладке шамотных кирпичей, связующим материалом служили каолино-огнеупорные глины местного значения, не меняющие своих свойств от воздействия высоких температур до 1330оС и выше [6]. ремесленный производство керамический азербайджан Археологический материал, подвергшийся химическому анализу, близок по минералогическому состав вышеуказанным залежам. Как известно, традиционные приёмы складываются лишь там, где имеется достаточное количество необходимого материала [7]. Высокотемпературный тепловой режим в пределах 700−1000оС и более достигался за счёт печи с открытием пламенем сильной тяги, что являлось завершающим этапом производства местных фаянсовых изделий, которые носили на себе отпечаток вкусов населения. З. М. Буниятов отмечал, что добыча полезных ископаемых велась почти в тех же местах, где в наше время добываются те же минералы и металлы. С эпохи Энеолита непластические материалы с инертными заполнителями минерального происхождения были использованы во всех видах керамических изделий как примеси-связки. В результате анализов керамики поселений и погребальных памятников от эпохи Бронзы до развитого средневековья было установлено, что в качестве скрепляющих средств были использованы вяжущие материалы различных видов: гипс, известь, алебастр, мрамор, глиногипс, гажа, соль, природная сода, квасцы, яичный белок, пчелиный воск, смола, крахмал, кровь, молоко, творог и др., обеспечивающие значительную механическую прочность изделий. В начале развитого средневековья пластичные глины стали использовать как связку для кварцевых и огнеупорных материалов, составляющих основу фаянсовых изделий. Археологические и этнографические наблюдения позволили установить, что естественные, твёрдые, нетеплостойкие массы (более 300 видов древесных и кустарниковых пород как дуб восточный, гарагач, кохская и Эльдарская сосна, арчан, ореховое дерево) имеют в своём составе больше всего углерода и являются одним из возобновляющихся видов топлива.
Вероятно, интенсивное использование эльдарской сосны для обжига керамических изделий, постройки домов и кораблей привело к ее массовому уничтожению [8]. Установлено, что при контроле над процессом топки, можно при небольшом количестве соснового топлива добиться большого теплового эффекта. Думается, что при обжиге фаянсовых изделий мастерам-ремесленникам Северного Азербайджана известны были секреты регулировки поступления воздуха в печь с целью получения двуокиси углерода (СО2) для балансирования операции обжига в целом.
Сложившиеся в глубокой древности традиции в производстве художественной керамики в городах Северного Азербайджана развились, сохраняя свою самобытность, стиль, характерные черты, образуя тем самым различные художественные школы. В найденных керамико-фаянсовых изделиях прослеживаются своеобразные особенности технологической и художественной стороны школ. В процессе исторического развития школам удалось воплотить свои сокровенные чувства и переживания, нравственно-эстетические идеалы и непревзойденных керамических сосудах, великолепных архитектурных сооружениях, предметах декоративно-прикладного искусства и в оригинальных миниатюрах. Мастера вносили в ее использованные свои особенности, присущие социально-экономическим, климатическим условиям, технике производства, строительным работам и этническим традициям.
С начала развитого средневековья усилилась роль городов Астара, Байлакана, Баку, Гянджа, Барда, Шамкира, Кабала, Шамахы и Шабрана как связующего звена и перевалочного пункта между двумя важнейшими мировыми культурными и религиозными центрами. Через эти города пролегали международные торговые пути, соединяющие Северный Азербайджан с восточными славянами, Сирией, Ираком, Средней (Центральной) и Малой Азией, Восточной Европой, народами Прибалтики, Скандинавии и Дальнего Востока. В эти города съезжались купцы, через них перегоняли пленных, в этих городах оседали целые племена и народы. Находили здесь убежища недовольные и беглые как с востока, так и с запада. При сравнительном и химическом анализах массового археологического материала, в особенности фаянса, хорошо прослеживаются технические и технологические контакты и следы миграции ремесленников. Кроме того, страны и народы этого региона развивались в обстановке постоянных культурных контактов и торговли. Ремесленники, работающие на рынок, вывозили в более отдаленные места, а иногда в далёкие страны различный ассортимент товаров, также предметов, изготовленных другими ремесленниками. Ещё важнее для них был обмен знаниями и опытом. Следовательно, они были заказчиками литературы и распространителями химических трактатов, а также новых технических приёмов, традиций и достижений народов этих стран, чтобы производить подобные товары на месте.
Ремесленники — купцы из городов Северного Азербайджана продолжали взаимовыгодную торговлю со странами-производителями фаянса. В этих странах они продавали шафран, краску, марен, керамическую посуду, ремесленные изделия и минеральное сырье [4]. Одновременно иранские, сирийские, греческие, египетские, китайские и индийские мастера-ремесленники имели возможность познакомиться с самобытными ремесленными традициями североазербайджанских городов, некоторые даже обосновались здесь. В документах упоминается, что ремесленники, нередко родившиеся в одном месте, а ведущие свои дела в другом, занимали значительное место в экономической жизни страны. Всестороннее изучение фаянсовых изделий из городов Северного Азербайджана позволяет сделать определенные выводы не только о характере или способности производства керамико-фаянсового ремесла средневековых городов, но и открывает до сих пор нераскрытые следы технологических возможностей средневековых мастеров-керамистов.
- 1. Алиев К. Г. Античная Кавказская Албания (I в. до н.э. — II в. н.э.). Баку: изд-во «Азернешр», 1992, 238 с.
- 2. Алиев М. М., Кашкай М. А. Из истории геологических понятий в горнорудном деле в древнем и средневековом Азербайджане. // Труды института истории Естествознания и Техники т. IX, М.: изд-во АН СССР, 1957. С. 138−154.
- 3. Голубкина Т. И. Об использовании каолина в Кавказской Албании. В кн.: Материалы к сессии, посвященной итогам полевых археологических и этнографических исследований 1971 г. в СССР. Тезисы докладов археологов и этнографов Азербайджанской ССР. Баку: изд-во АН Азербайджанской ССР, 1972, С. 24−25.
- 4. Гусейнов Р. А. Сирийские источники XII—XIII вв. об Азербайджане. Баку, изд-во АН Азербайджанской ССР, 1960, 181 с.
- 5. Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта. Перевод с английского Б. Н. Савченко. М.: изд-во «Иностранная литература», 1958, 747 с.
- 6. Общая химическая технология топлива. М.-Л., изд-во «Госхимиздат», 1947, 495 с.
- 7. Петрунь В. Ф. Об одном интересном направлении изучении состава отстающих примесей в керамических изделиях прошлого. В кн.: Материальная культура Азербайджана, т. VII, изд-во «Элм», 1973, сс. 40−45.
- 8. Сафаров И. С. Сосна эльдарская и ее разведение в южных районах СССР. Баку: изд-во «Элм», 1972, 93 с.
- 9. Тихомиров В. В., Хаин В. Е. Краткий очерк истории геологии. М.: изд-во «Госгеолтехиздат», 1956, 260 с.; Оруджев А. Ш. Керамическое производство в ранне-средневековом Азербайджане (IV-VII вв.). Автореф. канд. истор. наук. Баку: изд-во АН Азербайджанской ССР, 1971, 16 с.
- 10. Хубайш Тифлиси. Описание ремесел. Памятники письменности Востока 51. Перевод с персидского Г. М. Михалевича. М.: изд-во «Наука». Главная редакция восточной литературы, 1976, 256 с.