Понятие и характерные черты информационного рынка
Можно выделить несколько основных подходов к понятию информационных ресурсов. Юридическое толкование информационных ресурсов принято в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации». Оно заключается в следующем: «Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках… Читать ещё >
Понятие и характерные черты информационного рынка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие информационного ресурса и информационного рынка. Сравнительный анализ информационного рынка и рынков товаров и услуг.
Прежде чем перейти к рассмотрению понятия информационного рынка, нужно выяснить, что такое информационный ресурс. В целом ресурс — это запас или источник некоторых средств. Любое общество, государство, фирма, частное лицо имеют определенные ресурсы, необходимые для их жизнедеятельности. Выделяют следующие виды общественных ресурсов:
- 1. Природные (сырьевые);
- 2. Энергетические;
- 3. Материальные;
- 4. Финансовые;
- 5. Трудовые.
Можно выделить несколько основных подходов к понятию информационных ресурсов. Юридическое толкование информационных ресурсов принято в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации». Оно заключается в следующем: «Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)». Данное определение позволяет юридически решить проблему охраны информационных ресурсов. В вышеуказанных документах и массивах документов в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их. Очень часто эти знания уникальны, их использование позволяет экономить материальные ресурсы, совершенствовать социально-экономические отношения.
Любая классификация информационных ресурсов является неполной. В основу классификации можно положить следующие принципы:
- 1. Отраслевой принцип: по виду науки, промышленности, социальной сферы;
- 2. Форма представления: по виду носителей, по степени формализованности, по наличию дополнительного описания.
Крупнейшей категорией информационных ресурсов являются национальные информационные ресурсы. Это понятие сформировалось в начале 1980;х годов в связи с растущей зависимостью развитых стран от объемов информации, от уровня развития средств передачи и обработки информации. Во многих странах мира (в том числе и в России) существуют специальные институты, которые обрабатывают научно — техническую информацию по многим областям знаний и готовят по ней обзоры, рефераты, краткую информацию. Без таких услуг практически невозможна деятельность ученых и специалистов. Информационные услуги в сфере бизнеса заключаются в предоставлении определенной деловой информации, консультациях по нужным заказчику темам. Информационные услуги в сфере коммуникаций оказывают операторы связи и провайдеры сети Интернет (организации, которые за плату осуществляют доступ пользователей во Всемирные сети и их обслуживание). Некоторые виды услуг по обучению и повышению квалификации также можно рассматривать как информационные (например, обучение на расстоянии с использованием телекоммуникационной сети).
Уровень развитости сферы информационных услуг во многом определяет степень приближенности общества к информационному.
В своем развитии рынок информационных товаров и услуг прошел несколько стадий. Его формирование по времени совпало с появлением первых ЭВМ (это происходило во второй половине XX века). Это совпадение в значительной степени является случайным, поскольку первые ЭВМ еще не создавали информационной инфраструктуры. Бурный расцвет науки и техники в то время привел к созданию первых профессиональных информационных служб в различных областях деятельности. Соответствующий рынок был ориентирован на узкий слой ученых и специалистов.
Информационные ресурсы являются предметом торговли на информационном рынке.
Информационный рынок — это система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда.
Информационный ресурс на информационном рынке рассматривается в двух аспектах:
- 1. Как материальный продукт, который можно продавать и покупать;
- 2. Как интеллектуальный продукт с авторским правом.
Информационный рынок является частным случаем рынка товаров и услуг. На информационном рынке действуют абсолютно все экономические законы, которые присутствуют на всех рынках товаров и услуг.