Целевые муниципальные облигационные займи в мире и в России
Рынок целевых муниципальных облигационных займов в нашей стране по большому счёту отсутствует. Однако данный инструмент успешно применяется в развитых странах. Так, Франция, Германия, Япония имеют широкий опыт привлечения целевых облигационных займы для финансирования конкретных проектов: строительства дорог, создания инфраструктурных объектов, строительство крупных промышленных предприятий… Читать ещё >
Целевые муниципальные облигационные займи в мире и в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Рынок целевых муниципальных облигационных займов в нашей стране по большому счёту отсутствует. Однако данный инструмент успешно применяется в развитых странах. Так, Франция, Германия, Япония имеют широкий опыт привлечения целевых облигационных займы для финансирования конкретных проектов: строительства дорог, создания инфраструктурных объектов, строительство крупных промышленных предприятий. Разумеется, в большей мере покупателями таких облигаций выступают жители этой страны. Связано это с тем, что, во 1, в этих странах уже существует позитивный опыт реализации таких проектов с последующим возвратом денежных средств инвесторам, во 2, существенная доля населения достаточно давно являются участниками рынка ценных бумаг, и, в 3, что является наиболее важным, у населения существует высокое доверие к деятельности государства, государственным проектам и обязательствам.
Успешной схемой привлечения финансирования через целевые облигационные займы может выступать ситуация, когда градообразующее предприятие (допустим, с высокой или 100%-ой долей государственного или муниципального участия), испытывая тяжелые времена и имея необходимость в модернизации средств производства или полной смене направления деятельности, привлекает целевой облигационный займ с государственными или муниципальными гарантиями. С одной стороны, это дает возможность не расходовать на реализацию данного проекта колоссальный размер бюджетных средств, привлекая денежные средства у населения, а с другой — дает возможность населению вложить свободные денежные средства в понятный для них проект, востребованный ими самими, и при этом получать доходность чуть выше, чем по государственным инструментам, но при этом с государственными гарантиями. После реализации проекта доходы от деятельности будут направляться на выплаты по облигационному займу.
Такой опыт, в теории, можно попробовать адаптировать к нашей стране. Пример будет разобран далее.
Последнее время в нашей стране часто говорят о государственно-частном партнерстве. Также, в нашей стране реализуется федеральная целевая программа «экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» и «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года». Последние две программы направлены на развитие экономически-, социальнои государственно — важных проектов в восточной части нашей страны. В свою очередь, государственно-частное партнерство предполагает взаимодействие государства и бизнеса / частных лиц в ходе реализации проектов.
Примером такого проекта, реализуемого государственными силами в рамках указанных выше программ, является создание судостроительного комплекса «Звезда» на базе завода по ремонту и утилизации атомных подводных лодок «Звезда» в городе Большой Камень Приморского края. Так, последние несколько лет количество заказов и, соответственно, востребованность всего завода по ремонту и утилизации атомных подводных лодок «Звезда» сильно снизилась. Придя к осознанию этого, государство приняло решение изменить профиль завода и построить на его основе судостроительный кластер, производящий крупные суда — танкеры.
Размер инвестиций в данный кластер оценивался в 140 млрд рублей. Существенную часть из этих денег выделяет Роснефть и ГазпромБанк, которые являются госкорпорациями. Эти же компании на 75% являются собственниками строящегося кластера, а на 25% - он принадлежит ОСК — также госкорпорации. Таким образом, комплекс строится полностью на государственные деньги.
Рассмотрим альтернативный вариант финансирования строительства данного проекта.
Юридическое лицо ОАО «ДЦСС», осуществляющее реализацию проекта, размещает целевой облигационный займ, под который получает гарантийное обеспечение Федерального или регионального правительства.
Купонная ставка по данной облигации должна быть выше, чем по государственным облигациям, т.к. инвестор должен получать премию за риск, которая, однако, должна быть справедливо скорректирована в силу наличия госгарантий. При нахождении ключевой ставки на уровне 7,75%, справедливым купоном по этой облигации может быть 8−9% в годовом выражении.
Далее этот займ размещается на бирже, и все инвесторы, которые считают его привлекательным, в этом размещении участвуют. В случае, если весь объем не будет выкуплен частными лицами и компаниями, можно предусмотреть механизм выкупа остаточной части размещаемого долга теми же госкорпорациями, которые в конечном итоге сейчас финансируют этот проект.
Другой альтернативой финансирования проекта, может быть вариант, когда в качестве эмитента займа выступит не юридическое лицо, занимающееся строительством кластера, а муниципалитет-либо город Большой Камень, т.к. именно для этого города завод является градообразующим предприятием, либо город Владивосток, являющийся центром региона, либо сам Приморский край в целом. И, в таком случае, разумеется, необходимо предусмотреть схему, согласно которой предприятие будет рассчитываться с эмитентом займа.
Весь размер инвестиций в этот проект оценивается в 140 млрд рублей. Размер доходной части их бюджетов на 2017 год приблизительно равен 1,2 млрд для города Большой Камень, 11.7 млрд рублей для города Владивосток и 78 млрд рублей для Приморского края.
Согласно бюджетному правилу, размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов бюджета (без финансовой помощи). Предельный размер муниципального долга не должен превышать объем доходов бюджета (без финансовой помощи). Расходы на обслуживание муниципального долга не могут превышать 15% расходов бюджета. Сам же предельный объем заимствований должен быть не более суммы, направляемой на финансирование дефицита бюджета. Таким образом, если предположить, что для выпуска муниципального облигационного займа, будут заложены расходы на финансирование создания судостроительного кластера, то для города Большой Камень, учитывая финансовую помощь в размере ~340 млн рублей, объем заимствований мог бы составить приблизительно 85 млн рублей. Для Владивостока эта цифра могла бы быть не более 1,17 млрд рублей. Такой предельный размер заимствований не позволил бы и на 1% профинансировать создание кластера.
Как вариант, город Большой Камень мог бы осуществить займ для выстраивания дорог и иной инфраструктуры для строящегося кластера.
Для Субъекта РФ размер дефицита бюджета не может превышать 15% объема доходов бюджета (без финансовой помощи). Предельный размер долга не должен превышать объем доходов бюджета (без финансовой помощи). Расходы на обслуживание долга не могут превышать 15% расходов бюджета. Сам же предельный объем заимствований должен быть не более суммы, направляемой на финансирование дефицита бюджета. Таким образом, для Приморского края с учетом того, что собственные доходы бюджета составят приблизительно 66,6 млрд рублей, предельный объем заимствований может быть 10 млрд рублей. Эта величина составляет около 7% от необходимой на финансирование проекта суммы.
При текущих бюджетных правилах невозможно осуществить муниципальное заимствование для финансирования всего проекта.
Если же сделать допущение, что под реализацию данного проекта бюджетное правило было бы изменено, то предельным размером такого займа мог бы быть размер, например, не превышающий 50% от размера доходной части бюджета Приморского края. При таком допущении, весь размер заимствования, осуществляемым Приморским краем, мог бы составить около 33−35 млрд рублей, что составит до 25% от всего требуемого размера финансирования проекта.
Для обеспечения судостроительного кластера возможностью обслуживать свой долг перед Субъектом, могут быть применены государственные меры, обязующие делать заказы на танкеры для государственных нефтяных компаний именно в России, именно на этом судостроительном кластере, а не у иностранных компаний. Таким образом, построенный судостроительный комплекс может получить достаточное количество заказов, для расчета по своим долгам перед кредиторами.
Предложенная схема финансирования проекта позволит не только получить частное финансирование в размере до 25% от стоимости проекта на данный государственно-важный проект, но и даст внутренним кредиторам возможность инвестировать свои денежные средства в понятный им проект с государственным участием.
Препятствием к реализации данного проекта может быть то, что в Приморском крае не только достаточно малое количество населения являются участниками рынка ценных бумаг, но и самих брокерских компаний там практически нет. Таким образом, лишь малая часть финансирования может быть привлечена внутри региона. Существенная часть облигационного займа так или иначе будет выкуплена участниками рынка ценных бумаг, находящимися территориально в западной части нашей страны.
И, тем не менее, вариант софинансирования данного проекта через муниципальный целевой облигационный займ может вполне иметь место и в нашей стране. Разумеется, при должных усилиях и желании государственных органов этим заниматься.
В размещении муниципальных облигационных займов ключевую роль выполняют банки. Так, с одной стороны они являются организаторами такого размещения, т. е. обеспечивают процедуру выпуска этих облигаций. С другой стороны банки обеспечивают ликвидность этих бумаг, продавая их своим клиентам, и покупая в свои фонды. Таким образом они выполняют важнейшую функцию — являются посредниками между продавцом и покупателем этого облигационного займа.