Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Исследование фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе изучения и анализа теоретического материала по проблеме исследования нами была разработана методика обследования детей дошкольного возраста. Разработанная методика включает в себя 5 серий заданий, которые отличаются по дифференцируемому признаку: по глухости-звонкости; твердости-мягкости; фонемы находящиеся в оппозиции по способу и месту образования; в оппозиции по способу образования… Читать ещё >

Исследование фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Организация и методика исследования фонематического восприятия у дошкольников

Для достижения цели нашего исследования нами был проведен констатирующий эксперимент. Эмпирическая часть исследования проводилась в городе Москве на базе ГБОУ города Москвы «Лицейско-гимназический комплекс на Юге-Востоке» в период с 01.02.16 по 04.03.16. В исследовании приняли участие 18 человека (8 мальчиков и 10 девочек) в возрасте 5−6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.

Методика обследования.

На основе изучения и анализа теоретического материала по проблеме исследования нами была разработана методика обследования детей дошкольного возраста. Разработанная методика включает в себя 5 серий заданий, которые отличаются по дифференцируемому признаку: по глухости-звонкости; твердости-мягкости; фонемы находящиеся в оппозиции по способу и месту образования; в оппозиции по способу образования и в оппозиции по месту образования. Обследование детей производилось индивидуально с каждым ребенком. Результаты выполнения заданий фиксировались в протоколе, где отмечался характер возникших затруднений. За каждый правильный ответ воспитанник получал 1 балл. За ответ с подсказкой — 0,5 балла. Максимальное количество балов за все правильно выполненные задания в одной серии составляет 100 баллов, что принималось за 100%. Максимальное количество баллов за все правильные ответы для одной пары звуков в одной серии заданий из 5 пар звуков составляет 20 баллов: 5 баллов за слоги: 5 баллов за слова; 10 баллов за предложения. Для серий заданий, состоящих из 4 пар звуков, баллы распределись следующим образом: 5 баллов за слоги: 10 баллов за слова; 10 баллов за предложения.

Процедура обследования.

В каждой серии заданий экспериментатор устно предъявляет испытуемому несколько пар звуков отличных для каждой серии. Дифференциация фонем по заданному признаку происходит последовательно для каждой пары звуков в каждой серии. Испытуемый должен самостоятельно выделить фонему для каждой пары звуков, сначала в слогах, затем в словах и предложениях. Для выделения фонем в слогах, словах и предложениях используется следующая инструкция (пример инструкции для 1 серии заданий, дифференциация по глухости-звонкости):

«Давай поиграем, как только ты услышишь звук [ж] подними карточку с колокольчиком, если ты услышишь [ш], то поднимай карточку с перечеркнутым колокольчиком». Для самостоятельного выделения необходимой фонемы в речевом материале используется заранее подготовленные карточки, которые отличаются нанесенным изображением в зависимости от серии заданий. Например, в 1 серии заданий при дифференциации фонем по глухости-звонкости используется карточка с изображением колокольчика для определения звонкового звука или перечеркнутого колокольчика для определения глухого звука (см. п. оборудование в описании серий заданий).

1 серия заданий. Обследование дифференциации фонем по глухости-звонкости.

Оборудование: карточки с изображением колокольчика, карточки с изображением перечеркнутого колокольчика, карточки с парами звуков.

Пары звуков:

  • 1) [ж-ш];
  • 2) [ф-в];
  • 3) [с-з];
  • 4) [к-г];
  • 5) [п-б].

Речевой материал для 1 серии заданий: 1) [ж-ш].

Чу-чу-жу; ма-ша-ха; жу-чу-шу, ше-же-ше, ши-жи-ши. Сажа, шорох, шум, дума, жираф.

Миша и Женя решили пойти в лес посмотреть на жуков. Много жуков жужжало над их головам, много листвы шуршало под их ногами. Ребята затаились и услышали странный шорох. Это был жук, который копался в осенней листве.

2) [ф-в].

Ви-ви-ни; фи-фи-ни; фу-фу-ху, фэ-вэ-фэ, фы-вы-фы. Фокусник, волк, ваза, фонарь, скафандр.

Команде Федора вручили приз за второе место. Наш Филат не бывает виноват.

Ваня шел в школу.

Это были гвоздики, фиалки и флоксы.

3) [с-з].

са-се-су; ка-ма-за; су-зы-сы, оз-ос-оз, уз-ус-уз. Заяц, лиса, зима, осень, замок.

Зайка, заинька косой, Что ж ты бегаешь босой? Подожди меня в лесу ;

Я ботинки принесу.

4) [к-г].

Га-га-ка; му-ку-ну; ква-ква-гва, иг-иг-ик, ог-ог-ок. Ягода, сорока, губы, корона, клоун.

Девочка Катя гонит гусей к реке, а там куры купаются и греются.

Весной в скворечнике поселились скворцы. Под крышей дома ласточки построили гнездо.

5) [п-б].

Ла-па-на; ну-бу-му, па-па-ба-ба, об-об-оп, уб-уб-уп. Коробок, бетономешалка, каблучок, нелепица, башня-пашня. В дупле живет белка.

На березе появились почки.

Пекарь печет хлеб, врач лечит больных.

1 серия заданий. Обследование дифференциации фонем по твердости-мягкости.

Оборудование: карточки красного цвета, карточки синего цвета, карточки с парами звуков.

Пары звуков:

  • 1) [т-т'];
  • 2) [з-з'];
  • 3) [л-л'];

Речевой материал для 2 серии заданий: 1) [т-т'].

Та-тя; тю-ту; то-тё, тю-ту; то-тё. Тяпка-тапок, Тула-тюль, стол.

  • 4) [м-м'];
  • 5) [н-н'].

Тоня несет молоток. У Наташи и Никиты есть по три конфеты. Антон надел тапки.

2) [з-з'].

за-зя; зу-зю; зю-зя, зю-зу; зя-за. Заяц-зяблик, зубр, зебра, зябко.

Зеленая бабочка летит к зеленому цветку. Зубр подошел ко мне и я смог разглядеть у него зеленый зрачок. Черно-белая зебра отбилась от стада. Это был знаменитый кукольный театр. Знамя развивалось на ветру.

3) [л-л'].

лу-лю; ля-ла; лю-лю, лу-лу; лэ-ле.

Ел — ель; юла — Юля; лук — люк; галка — галька; угол — уголь.

Наша Юля как юла. У Коли в руке флаг, на боку фляжка. Можно крышу настилать, можно домик заселять. Я зажал кулачок — а на ладони светлячок.

4) [м-м'].

ма-ма; му-мю; ми-мы, мэ-ме; мя-ми.

Мал — мял, Мама — мята, Мот-мёд, Моль — миля, Мать — мять.

Маленькая Мила любит мед. Мама Милы купила масло и мясо. Митя смотрит на камин.

5) [н-н'].

на — ня, ну — ню, ны — ни, но — не, ня — на.

Нам — ням, носки — нести, нина — тень, ната — няня, ноты — нет.

У Ани тёплая накидка. Наседка никак сядет на насест. Наф-Наф Ниф-Ниф и Нуф-Нуф — поросята. Лена спешит на занятия.

2 серия заданий. Обследование дифференциации фонем находящихся в оппозиции по способу и месту образования.

Оборудование: карточки зеленого цвета, карточки желтого цвета, карточки с парами звуков.

Пары звуков:

  • 1) [с-ш];
  • 2) [з-ж];

Речевой материал для 3 серии заданий: 1) [с-ш].

  • 3) [с'-щ];
  • 4) [ч-ц].

Са-ша; сэ-ше; сы-ши; со-шо-со; су-шу-су.

Сайка — шайка; салют — шалун; сапёр — шофёр; салат — шалаш; салфетка — шалфей.

2) [з-ж].

Жа-за; же-зэ; жи-зы; жу-зу-жу; жа-за-за.

Жевал — зевал; жевал — звал; жевать — зевать; жидкий — зыбкий; жир — пузырь.

Миша и Соня пошли в лес собирать ягоду. Шел сильный дождь. Миша надел куртку с капюшоном.

Жанна показывает Зое муку. Мама зовёт Зою ужинать. Жанна загадывает загадки Жене.

3) [с'-щ].

Ща-ся; ще-се; щи-си; щу-щу-сю; ща-ся-ща.

Щепка, сено, карась, плащ, щука, сельдь, ящик, сетка, гусь, лещь.

Я шёл по улице пешком и повстречался со щенком. И неизвестно почему, я вдруг понравился ему.

И несмотря на летний зной, щенок всё время шёл за мной.

4) [ч-ц].

Ча-ца; че-це; чи-цы; чу-чу-цу; ча-ца-ча.

Час — цап; чайка — цапля; дача — яйца; бахча — овца; добыча — водица. Вова очистил яйцо. Цветёт черёмуха. Скачет конница. Я хочу напиться чаю. Кузнец куёт горячий металл.

3 серия заданий. Обследование дифференциации фонем находящихся в оппозиции по месту образования (способ одинаковый, место разное).

Оборудование: флажок белого цвета, флажок черного цвета, карточки с парами звуков.

Пары звуков:

  • 1) [т-к];
  • 2) [д-г];

Речевой материал для 4 серии заданий: 1) [т-к].

Ка-та; кы-ты; ко-то; ка-та-ка; кэ-тэ-кэ.

  • 3) [м-н];
  • 4) [с-ш]

Какой — такой; как — так; качка — тачка; качать — тачать; когдатогда. Катя собирает букет. Коля ест торт. На столе суп.

2) [д-г].

Га-да; гы-ды; го-до; га-да-га; гэ-дэ-гэ.

Загар — задор; газон — дозор; горизонт — дозвон; грозы — дозоры; дом — гном. Изгиб дороги — побереги ноги. Голубую глину добывают в карьере за городом.

3) [м-н].

Ма-на; мэ-нэ; мы-ны; мо-мо-но; му-му-ну.

Маша — наша; дама — Дана; рамка — ранка; рама — рана; сама — Саня.

Таня дома. Маша убирает комнату. Ната моет руки. Антон пьет молоко. Мама надела пальто.

4) [с-ш].

Са-ша; сэ-ше; сы-ши; со-со-шо; су-су-шу.

Сайка — шайка; салют — шалун; сапёр — шофёр; салат — шалаш; салфетка — шалфей.

Миша и Соня пошли в лес собирать ягоду. Шел сильный дождь. Миша надел куртку с капюшоном.

4 серия заданий. Обследование дифференциации фонем находящихся в оппозиции по способу образования (способ разный, место одинаковое).

Оборудование: карточки голубого цвета, карточки розового цвета, карточки с парами звуков.

Пары звуков:

  • 1) [р-л];
  • 2) [т-ц];

Речевой материал для 4 серии заданий: 1) [р-л].

Ра-ла; рэ-лэ; ры-лы; рэ-рэ-лэ; ры-ры-лы.

  • 3) [ц-с];
  • 4) [ч-щ].

Рак — лак; рамка — лавка; рая — лает; рань — лань; рай — лай.

Лара на гитаре, Клара на кларнете Играли дуэтом Кириллу и Пете.

2) [т-ц].

Та-ца; тэ-це; ты-ци; ты-ты-ци; то-то-цо.

Цап — топ, цапка — тапка, цаца — Тата, цапки — тапки, цапнуть — тяпнуть. Костя едет с отцом. Витя порезал палец. Настя кормит цыплят. Дети веселятся на улице.

3) [ц-с].

Са-ца; сэ-це; сы-ци; са-са-ца; сэ-сэ-це.

Сабля — цапля, сап — цап, сорить — царить, оса — овца, лиса — лица.

Осенью папа принёс луковицу и сказал, что в ней спрятана радость. Мама посадила луковицу в цветочный горшок и поставила его в тёмное место.

4) [ч-щ].

Ча-ща; че-ще; чи-щи; ча-ча-ща; че-че-ще.

Читать — считать; чиж — щит; точить — тащить; рычит — трещит; мячик — ящик. Щеночек в чащу дощечку тащит. У нашей Танечки на щечках ямочки.

Анализ результатов исследования фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи Методика обследования детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи состояла из 5 серий заданий. В обследовании приняли участие 18 воспитанников (8 мальчиков и 10 девочек) подготовительных групп дошкольного структурного подразделения ГБОУ города Москвы «Лицейско-гимназический комплекс на Юге-Востоке». Возраст испытуемых составил 5 — 6 лет. Результаты обследования представлены в протоколе обследования (таблица 1).

Проанализировав полученные данные (таблица 1) выполнения заданий пяти серий заданий нами выделены 5 групп (Рис. 1), в зависимости от диагностируемого типа нарушения:

  • 1) не дифференцируют глухость-звонкость;
  • 2) не дифференцируют мягкость-твердость;
  • 3) не дифференцируют звуки по глухости-звонкости и твердостимягкости;
  • 4) не дифференцируют свистящие и шипящие звуки;
  • 5) нет ярко выраженного типа нарушения фонематического восприятия.

В первую группу, вошли 33% детей, которые не дифференцируют звуки по звонкости-глухости. Мы предполагаем, что это вызвано тем, что в данную серию входят звуки схожие по звучанию. При этом у остальных 67% обследуемых детей выявлена неустойчивая дифференциация. Например, правильно поднимали карточку и на [ж] и на [ш] в словах, а в предложениях выборочно только на [ж] или на [ш], а небольшая часть детей из 67%, не могли дифференцировать пару звуков [ф] и [в], а остальные пары звуков в серии они дифференцировали правильно.

Во вторую группу вошли 22% детей с устойчивой неспособностью к дифференциации фонем по твердости-мягкости. При этом трудности возникали при дифференциации не только тех звуков, которые заменяются и смешиваются в речи, но и тех которые в речи присутствуют, и произносятся правильно, как изолировано, так и в речевом потоке.

В третьей группе дети (17%), которые не дифференцируют звуки по глухости-звонкости и твердости-мягкости.

Также нами была выделена четвертая подгруппа детей (17%), которые испытывают устойчивые трудности при дифференциации свистящих и шипящих звуков, которые встречаются практически в каждой из 5 серии заданий. У детей этой группы недифференцированное произнесение свистящих, шипящих звуков, причем один может заменяться одновременно двумя или несколькими звуками данной или близкой фонетической группы.

В пятую группу вошли дети (11%), у которых нет ярко выраженного нарушения дифференциации, они устойчиво испытывали трудности при дифференциации звуков во всех сериях. Мы предполагаем, что в данном случае мы моем говорить о пограничном уровне речевого развития, которых находится на границе 2−3 уровня общего недоразвития речи.

Также, проанализировав полученные данные, мы можем выделить следующие виды типичных трудностей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня) при выполнении заданий методики обследования:

  • 1) трудности у обследуемых детей с общим недоразвитием речи (III уровня) возникали при дифференциации не только тех звуков, которые заменяются и смешиваются в речи, но и тех, которые в речи присутствуют и произносятся правильно, как изолировано, так и в речевом потоке.
  • 2) недифференцированное произнесение свистящих, шипящих звуков, причем один может заменяться одновременно двумя или несколькими звуками данной или близкой фонетической группы.
  • 3) замена некоторых звуков другими, более простыми по артикуляции. Чаще это относится к замене соноров (дюка вместо рука, палоход вместо пароход), свистящих и шипящих (тотна вместо сосна, дук вместо жук).

Таблица 1 Индивидуальные результаты обследования фонематического восприятия дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровня).

П.н. исп.

1 серия.

2 серия.

3 серия.

4 серия.

5 серия.

1.

Фонемы по глухостизвонкости не дифференцирует.

Наблюдается неустойчивая характеристика дифференциации.

. Трудности при дифференциации [м-м'] и [н-н'] в предложениях.

С заданием справился.

С заданием справился.

Наблюдается неустойчивая характеристика дифференциации.

2.

Испытывает устойчивые трудности при дифференциации свистящих и шипящих фонем.

Испытывает устойчивые трудности при дифференциации свистящих и шипящих фонем.

Испытывает устойчивые трудности при дифференциации свистящих и шипящих фонем.

Испытывает устойчивые трудности при дифференциации свистящих и шипящих фонем.

Испытывает устойчивые трудности при дифференциации свистящих и шипящих фонем.

3.

Фонемы по глухостизвонкости не дифференцирует.

С заданием справился.

Наблюдается неустойчивая характеристика дифференциации.

С заданием справился.

С заданием справился.

4.

Испытывает устойчивые трудности при дифференциации свистящих и шипящих фонем.

Испытывает устойчивые трудности при дифференциации свистящих и шипящих фонем.

Испытывает устойчивые трудности при дифференциации свистящих и шипящих фонем.

Испытывает устойчивые трудности при дифференциации свистящих и шипящих фонем.

Испытывает устойчивые трудности при дифференциации свистящих и шипящих фонем.

Испытывает трудности при дифференциации фонем 1 серии, но с заданием справилась.

Фонемы по твердостимягкости не дифференцирует.

С заданием справился.

С заданием справился.

С заданием справился.

6.

Фонемы по глухостизвонкости не дифференцирует.

С заданием справился.

С заданием справился.

Наблюдается неустойчивая характеристика дифференциации.

С заданием справился.

7.

Неустойчивая характеристика дифференциации.

Фонемы по твердостимягкости не дифференцирует.

Наблюдается неустойчивая характеристика дифференциации.

С заданием справился.

С заданием справился.

8.

Неустойчивая характеристика дифференциации.

Фонемы по твердостимягкости не дифференцирует.

С заданием справился.

С заданием справился.

Наблюдается неустойчивая характеристика дифференциации.

9.

Фонемы по глухостизвонкости не дифференцирует.

С заданием справился.

С заданием справился.

С заданием справился.

Наблюдается неустойчивая характеристика дифференциации.

10.

Фонемы по глухостизвонкости не дифференцирует.

Наблюдается неустойчивая характеристика дифференциации.

. Устойчивые трудности при дифференциации [з-з'] в словах и предложениях.

Наблюдается неустойчивая характеристика дифференциации.

С заданием справился.

С заданием справился.

11.

Неустойчивая характеристика.

Фонемы по твердости;

Наблюдается неустойчивая.

Наблюдается неустойчивая.

С заданием справился.

дифференциации [ж] и [ш] правильно только в словах.

мягкости не дифференцирует.

характеристика дифференциации.

характеристика дифференциации.

12.

Фонемы по глухостизвонкости не дифференцирует.

Фонемы по твердостимягкости не дифференцирует.

С заданием справился.

Наблюдается неустойчивая характеристика дифференциации.

С заданием справился.

13.

Фонемы по глухостизвонкости не дифференцирует.

Фонемы по твердостимягкости не дифференцирует.

С заданием справился.

Наблюдается неустойчивая характеристика дифференциации.

Наблюдается неустойчивая характеристика дифференциации.

Испытывает трудности при дифференциации фонем данной серии. Не дифференцирует [ф] и [в].

Испытывает трудности при дифференциации фонем данной серии.

Испытывает трудности при дифференциации фонем данной серии.

Испытывает трудности при дифференциации фонем данной серии.

Испытывает трудности при дифференциации фонем данной серии.

15.

Фонемы по глухостизвонкости не дифференцирует.

С заданием справился.

Наблюдается неустойчивая характеристика дифференциации.

С заданием справился.

С заданием справился.

16.

Испытывает устойчивые трудности при дифференциации свистящих и шипящих фонем.

Испытывает устойчивые трудности при дифференциации свистящих и шипящих фонем.

Испытывает устойчивые трудности при дифференциации свистящих и шипящих фонем.

Испытывает устойчивые трудности при дифференциации свистящих и шипящих фонем.

Испытывает устойчивые трудности при дифференциации свистящих и шипящих фонем.

17.

Фонемы по глухостизвонкости не дифференцирует.

Фонемы по твердостимягкости не дифференцирует.

С заданием справился.

С заданием справился.

Наблюдается неустойчивая характеристика дифференциации.

18.

Испытывает трудности при дифференциации фонем данной серии. Не дифференцирует [ф] и [в].

Испытывает трудности при дифференциации фонем данной серии.

Испытывает трудности при дифференциации фонем данной серии.

Испытывает трудности при дифференциации фонем данной серии.

Испытывает трудности при дифференциации фонем данной серии.

Рис. 1 распределение испытуемых (%) по диагностируемому типу нарушения

Исследование фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Выводы ко 2 главе Таким образом, полученные данные проведенного экспериментального исследования, показывают нам, что у детей с общим недоразвитием речи (III уровня) присутствует неоднородность нарушений фонематического восприятия и они имеют неустойчивую характеристику дифференциации фонем по заданным признакам. Это подтверждается выделенными нами 5 группами детей по типу диагностируемого нарушения, где самым распространенным нарушениям стало неспособность к дифференциации фонем по твердости-мягкости (33% детей), далее по распространённости проявлений выступает неспособность к дифференциации фонем по глухостизвонкости (22% детей), далее 3 и 4 группа (по 17%), в которую вошли дети, которые не дифференцируют свистящие и шипящие фонемы и фонемы по твердости-мягкости и звонкости-глухости. В целом, анализ полученных данных, помимо выделенных 5 групп, также позволяет нам выделить ряд особенностей формирования фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи (III уровня):

  • · наибольшие трудности (более 70% детей) возникали при дифференциации фонем в заданиях, где в речевом материале использовались звуки схожие по звучанию;
  • · 30% детей имеют нарушения восприятия только тех звуков, которые заменяются или смешиваются у них в речи;
  • · 70% детей имеют место нарушения фонематического восприятия звуков которые правильно произносятся как в изолированном варианте, так и в речевом потоке;
  • · нарушения фонематического восприятия наблюдаются при любом предъявлении материала: в изолированном варианте, в слоговых цепочках, при предъявлении слов для дифференциации;
  • · в некоторых случаях имеет место завуалированный дефект фонематического восприятия, при относительном благополучии фонетического произношения, оказывается нарушенным восприятие большого количества звуков. Однако в большинстве случаев имеется зависимость, чем больше звуков нарушено в произношении, тем больше и в восприятии.
  • · 50% детей имеют нарушение восприятия твердости и мягкости звуков;
  • · 39% детей имеют нарушение восприятия звонкости-глухости звуков;
  • · у 30% детей наблюдаются трудности при дифференциации гласных ую (йу воспринимают как у), а-я (йа как а), о-ё (йо как о).

По результатам проведенного обследования мы можем утверждать, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня) будет наблюдаться неустойчивая характеристика дифференциации фонем. При этом наиболее ярко выражена она будет проявляться при дифференциации звуков схожих по звучанию.

Для достижения цели и поставленных задач нашего исследования, посвященного изучению совершенствования фонематического восприятия дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровня), на основе выделенных особенностей, в 3 главе мы приведем подобранные нами методические рекомендации по совершенствованию фонематического восприятия у таких детей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой