Исследование фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
На основе изучения и анализа теоретического материала по проблеме исследования нами была разработана методика обследования детей дошкольного возраста. Разработанная методика включает в себя 5 серий заданий, которые отличаются по дифференцируемому признаку: по глухости-звонкости; твердости-мягкости; фонемы находящиеся в оппозиции по способу и месту образования; в оппозиции по способу образования… Читать ещё >
Исследование фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Организация и методика исследования фонематического восприятия у дошкольников
Для достижения цели нашего исследования нами был проведен констатирующий эксперимент. Эмпирическая часть исследования проводилась в городе Москве на базе ГБОУ города Москвы «Лицейско-гимназический комплекс на Юге-Востоке» в период с 01.02.16 по 04.03.16. В исследовании приняли участие 18 человека (8 мальчиков и 10 девочек) в возрасте 5−6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Методика обследования.
На основе изучения и анализа теоретического материала по проблеме исследования нами была разработана методика обследования детей дошкольного возраста. Разработанная методика включает в себя 5 серий заданий, которые отличаются по дифференцируемому признаку: по глухости-звонкости; твердости-мягкости; фонемы находящиеся в оппозиции по способу и месту образования; в оппозиции по способу образования и в оппозиции по месту образования. Обследование детей производилось индивидуально с каждым ребенком. Результаты выполнения заданий фиксировались в протоколе, где отмечался характер возникших затруднений. За каждый правильный ответ воспитанник получал 1 балл. За ответ с подсказкой — 0,5 балла. Максимальное количество балов за все правильно выполненные задания в одной серии составляет 100 баллов, что принималось за 100%. Максимальное количество баллов за все правильные ответы для одной пары звуков в одной серии заданий из 5 пар звуков составляет 20 баллов: 5 баллов за слоги: 5 баллов за слова; 10 баллов за предложения. Для серий заданий, состоящих из 4 пар звуков, баллы распределись следующим образом: 5 баллов за слоги: 10 баллов за слова; 10 баллов за предложения.
Процедура обследования.
В каждой серии заданий экспериментатор устно предъявляет испытуемому несколько пар звуков отличных для каждой серии. Дифференциация фонем по заданному признаку происходит последовательно для каждой пары звуков в каждой серии. Испытуемый должен самостоятельно выделить фонему для каждой пары звуков, сначала в слогах, затем в словах и предложениях. Для выделения фонем в слогах, словах и предложениях используется следующая инструкция (пример инструкции для 1 серии заданий, дифференциация по глухости-звонкости):
«Давай поиграем, как только ты услышишь звук [ж] подними карточку с колокольчиком, если ты услышишь [ш], то поднимай карточку с перечеркнутым колокольчиком». Для самостоятельного выделения необходимой фонемы в речевом материале используется заранее подготовленные карточки, которые отличаются нанесенным изображением в зависимости от серии заданий. Например, в 1 серии заданий при дифференциации фонем по глухости-звонкости используется карточка с изображением колокольчика для определения звонкового звука или перечеркнутого колокольчика для определения глухого звука (см. п. оборудование в описании серий заданий).
1 серия заданий. Обследование дифференциации фонем по глухости-звонкости.
Оборудование: карточки с изображением колокольчика, карточки с изображением перечеркнутого колокольчика, карточки с парами звуков.
Пары звуков:
- 1) [ж-ш];
- 2) [ф-в];
- 3) [с-з];
- 4) [к-г];
- 5) [п-б].
Речевой материал для 1 серии заданий: 1) [ж-ш].
Чу-чу-жу; ма-ша-ха; жу-чу-шу, ше-же-ше, ши-жи-ши. Сажа, шорох, шум, дума, жираф.
Миша и Женя решили пойти в лес посмотреть на жуков. Много жуков жужжало над их головам, много листвы шуршало под их ногами. Ребята затаились и услышали странный шорох. Это был жук, который копался в осенней листве.
2) [ф-в].
Ви-ви-ни; фи-фи-ни; фу-фу-ху, фэ-вэ-фэ, фы-вы-фы. Фокусник, волк, ваза, фонарь, скафандр.
Команде Федора вручили приз за второе место. Наш Филат не бывает виноват.
Ваня шел в школу.
Это были гвоздики, фиалки и флоксы.
3) [с-з].
са-се-су; ка-ма-за; су-зы-сы, оз-ос-оз, уз-ус-уз. Заяц, лиса, зима, осень, замок.
Зайка, заинька косой, Что ж ты бегаешь босой? Подожди меня в лесу ;
Я ботинки принесу.
4) [к-г].
Га-га-ка; му-ку-ну; ква-ква-гва, иг-иг-ик, ог-ог-ок. Ягода, сорока, губы, корона, клоун.
Девочка Катя гонит гусей к реке, а там куры купаются и греются.
Весной в скворечнике поселились скворцы. Под крышей дома ласточки построили гнездо.
5) [п-б].
Ла-па-на; ну-бу-му, па-па-ба-ба, об-об-оп, уб-уб-уп. Коробок, бетономешалка, каблучок, нелепица, башня-пашня. В дупле живет белка.
На березе появились почки.
Пекарь печет хлеб, врач лечит больных.
1 серия заданий. Обследование дифференциации фонем по твердости-мягкости.
Оборудование: карточки красного цвета, карточки синего цвета, карточки с парами звуков.
Пары звуков:
- 1) [т-т'];
- 2) [з-з'];
- 3) [л-л'];
Речевой материал для 2 серии заданий: 1) [т-т'].
Та-тя; тю-ту; то-тё, тю-ту; то-тё. Тяпка-тапок, Тула-тюль, стол.
- 4) [м-м'];
- 5) [н-н'].
Тоня несет молоток. У Наташи и Никиты есть по три конфеты. Антон надел тапки.
2) [з-з'].
за-зя; зу-зю; зю-зя, зю-зу; зя-за. Заяц-зяблик, зубр, зебра, зябко.
Зеленая бабочка летит к зеленому цветку. Зубр подошел ко мне и я смог разглядеть у него зеленый зрачок. Черно-белая зебра отбилась от стада. Это был знаменитый кукольный театр. Знамя развивалось на ветру.
3) [л-л'].
лу-лю; ля-ла; лю-лю, лу-лу; лэ-ле.
Ел — ель; юла — Юля; лук — люк; галка — галька; угол — уголь.
Наша Юля как юла. У Коли в руке флаг, на боку фляжка. Можно крышу настилать, можно домик заселять. Я зажал кулачок — а на ладони светлячок.
4) [м-м'].
ма-ма; му-мю; ми-мы, мэ-ме; мя-ми.
Мал — мял, Мама — мята, Мот-мёд, Моль — миля, Мать — мять.
Маленькая Мила любит мед. Мама Милы купила масло и мясо. Митя смотрит на камин.
5) [н-н'].
на — ня, ну — ню, ны — ни, но — не, ня — на.
Нам — ням, носки — нести, нина — тень, ната — няня, ноты — нет.
У Ани тёплая накидка. Наседка никак сядет на насест. Наф-Наф Ниф-Ниф и Нуф-Нуф — поросята. Лена спешит на занятия.
2 серия заданий. Обследование дифференциации фонем находящихся в оппозиции по способу и месту образования.
Оборудование: карточки зеленого цвета, карточки желтого цвета, карточки с парами звуков.
Пары звуков:
- 1) [с-ш];
- 2) [з-ж];
Речевой материал для 3 серии заданий: 1) [с-ш].
- 3) [с'-щ];
- 4) [ч-ц].
Са-ша; сэ-ше; сы-ши; со-шо-со; су-шу-су.
Сайка — шайка; салют — шалун; сапёр — шофёр; салат — шалаш; салфетка — шалфей.
2) [з-ж].
Жа-за; же-зэ; жи-зы; жу-зу-жу; жа-за-за.
Жевал — зевал; жевал — звал; жевать — зевать; жидкий — зыбкий; жир — пузырь.
Миша и Соня пошли в лес собирать ягоду. Шел сильный дождь. Миша надел куртку с капюшоном.
Жанна показывает Зое муку. Мама зовёт Зою ужинать. Жанна загадывает загадки Жене.
3) [с'-щ].
Ща-ся; ще-се; щи-си; щу-щу-сю; ща-ся-ща.
Щепка, сено, карась, плащ, щука, сельдь, ящик, сетка, гусь, лещь.
Я шёл по улице пешком и повстречался со щенком. И неизвестно почему, я вдруг понравился ему.
И несмотря на летний зной, щенок всё время шёл за мной.
4) [ч-ц].
Ча-ца; че-це; чи-цы; чу-чу-цу; ча-ца-ча.
Час — цап; чайка — цапля; дача — яйца; бахча — овца; добыча — водица. Вова очистил яйцо. Цветёт черёмуха. Скачет конница. Я хочу напиться чаю. Кузнец куёт горячий металл.
3 серия заданий. Обследование дифференциации фонем находящихся в оппозиции по месту образования (способ одинаковый, место разное).
Оборудование: флажок белого цвета, флажок черного цвета, карточки с парами звуков.
Пары звуков:
- 1) [т-к];
- 2) [д-г];
Речевой материал для 4 серии заданий: 1) [т-к].
Ка-та; кы-ты; ко-то; ка-та-ка; кэ-тэ-кэ.
- 3) [м-н];
- 4) [с-ш]
Какой — такой; как — так; качка — тачка; качать — тачать; когдатогда. Катя собирает букет. Коля ест торт. На столе суп.
2) [д-г].
Га-да; гы-ды; го-до; га-да-га; гэ-дэ-гэ.
Загар — задор; газон — дозор; горизонт — дозвон; грозы — дозоры; дом — гном. Изгиб дороги — побереги ноги. Голубую глину добывают в карьере за городом.
3) [м-н].
Ма-на; мэ-нэ; мы-ны; мо-мо-но; му-му-ну.
Маша — наша; дама — Дана; рамка — ранка; рама — рана; сама — Саня.
Таня дома. Маша убирает комнату. Ната моет руки. Антон пьет молоко. Мама надела пальто.
4) [с-ш].
Са-ша; сэ-ше; сы-ши; со-со-шо; су-су-шу.
Сайка — шайка; салют — шалун; сапёр — шофёр; салат — шалаш; салфетка — шалфей.
Миша и Соня пошли в лес собирать ягоду. Шел сильный дождь. Миша надел куртку с капюшоном.
4 серия заданий. Обследование дифференциации фонем находящихся в оппозиции по способу образования (способ разный, место одинаковое).
Оборудование: карточки голубого цвета, карточки розового цвета, карточки с парами звуков.
Пары звуков:
- 1) [р-л];
- 2) [т-ц];
Речевой материал для 4 серии заданий: 1) [р-л].
Ра-ла; рэ-лэ; ры-лы; рэ-рэ-лэ; ры-ры-лы.
- 3) [ц-с];
- 4) [ч-щ].
Рак — лак; рамка — лавка; рая — лает; рань — лань; рай — лай.
Лара на гитаре, Клара на кларнете Играли дуэтом Кириллу и Пете.
2) [т-ц].
Та-ца; тэ-це; ты-ци; ты-ты-ци; то-то-цо.
Цап — топ, цапка — тапка, цаца — Тата, цапки — тапки, цапнуть — тяпнуть. Костя едет с отцом. Витя порезал палец. Настя кормит цыплят. Дети веселятся на улице.
3) [ц-с].
Са-ца; сэ-це; сы-ци; са-са-ца; сэ-сэ-це.
Сабля — цапля, сап — цап, сорить — царить, оса — овца, лиса — лица.
Осенью папа принёс луковицу и сказал, что в ней спрятана радость. Мама посадила луковицу в цветочный горшок и поставила его в тёмное место.
4) [ч-щ].
Ча-ща; че-ще; чи-щи; ча-ча-ща; че-че-ще.
Читать — считать; чиж — щит; точить — тащить; рычит — трещит; мячик — ящик. Щеночек в чащу дощечку тащит. У нашей Танечки на щечках ямочки.
Анализ результатов исследования фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи Методика обследования детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи состояла из 5 серий заданий. В обследовании приняли участие 18 воспитанников (8 мальчиков и 10 девочек) подготовительных групп дошкольного структурного подразделения ГБОУ города Москвы «Лицейско-гимназический комплекс на Юге-Востоке». Возраст испытуемых составил 5 — 6 лет. Результаты обследования представлены в протоколе обследования (таблица 1).
Проанализировав полученные данные (таблица 1) выполнения заданий пяти серий заданий нами выделены 5 групп (Рис. 1), в зависимости от диагностируемого типа нарушения:
- 1) не дифференцируют глухость-звонкость;
- 2) не дифференцируют мягкость-твердость;
- 3) не дифференцируют звуки по глухости-звонкости и твердостимягкости;
- 4) не дифференцируют свистящие и шипящие звуки;
- 5) нет ярко выраженного типа нарушения фонематического восприятия.
В первую группу, вошли 33% детей, которые не дифференцируют звуки по звонкости-глухости. Мы предполагаем, что это вызвано тем, что в данную серию входят звуки схожие по звучанию. При этом у остальных 67% обследуемых детей выявлена неустойчивая дифференциация. Например, правильно поднимали карточку и на [ж] и на [ш] в словах, а в предложениях выборочно только на [ж] или на [ш], а небольшая часть детей из 67%, не могли дифференцировать пару звуков [ф] и [в], а остальные пары звуков в серии они дифференцировали правильно.
Во вторую группу вошли 22% детей с устойчивой неспособностью к дифференциации фонем по твердости-мягкости. При этом трудности возникали при дифференциации не только тех звуков, которые заменяются и смешиваются в речи, но и тех которые в речи присутствуют, и произносятся правильно, как изолировано, так и в речевом потоке.
В третьей группе дети (17%), которые не дифференцируют звуки по глухости-звонкости и твердости-мягкости.
Также нами была выделена четвертая подгруппа детей (17%), которые испытывают устойчивые трудности при дифференциации свистящих и шипящих звуков, которые встречаются практически в каждой из 5 серии заданий. У детей этой группы недифференцированное произнесение свистящих, шипящих звуков, причем один может заменяться одновременно двумя или несколькими звуками данной или близкой фонетической группы.
В пятую группу вошли дети (11%), у которых нет ярко выраженного нарушения дифференциации, они устойчиво испытывали трудности при дифференциации звуков во всех сериях. Мы предполагаем, что в данном случае мы моем говорить о пограничном уровне речевого развития, которых находится на границе 2−3 уровня общего недоразвития речи.
Также, проанализировав полученные данные, мы можем выделить следующие виды типичных трудностей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня) при выполнении заданий методики обследования:
- 1) трудности у обследуемых детей с общим недоразвитием речи (III уровня) возникали при дифференциации не только тех звуков, которые заменяются и смешиваются в речи, но и тех, которые в речи присутствуют и произносятся правильно, как изолировано, так и в речевом потоке.
- 2) недифференцированное произнесение свистящих, шипящих звуков, причем один может заменяться одновременно двумя или несколькими звуками данной или близкой фонетической группы.
- 3) замена некоторых звуков другими, более простыми по артикуляции. Чаще это относится к замене соноров (дюка вместо рука, палоход вместо пароход), свистящих и шипящих (тотна вместо сосна, дук вместо жук).
Таблица 1 Индивидуальные результаты обследования фонематического восприятия дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровня).
П.н. исп. | 1 серия. | 2 серия. | 3 серия. | 4 серия. | 5 серия. | |
1. | Фонемы по глухостизвонкости не дифференцирует. | Наблюдается неустойчивая характеристика дифференциации. . Трудности при дифференциации [м-м'] и [н-н'] в предложениях. | С заданием справился. | С заданием справился. | Наблюдается неустойчивая характеристика дифференциации. | |
2. | Испытывает устойчивые трудности при дифференциации свистящих и шипящих фонем. | Испытывает устойчивые трудности при дифференциации свистящих и шипящих фонем. | Испытывает устойчивые трудности при дифференциации свистящих и шипящих фонем. | Испытывает устойчивые трудности при дифференциации свистящих и шипящих фонем. | Испытывает устойчивые трудности при дифференциации свистящих и шипящих фонем. | |
3. | Фонемы по глухостизвонкости не дифференцирует. | С заданием справился. | Наблюдается неустойчивая характеристика дифференциации. | С заданием справился. | С заданием справился. | |
4. | Испытывает устойчивые трудности при дифференциации свистящих и шипящих фонем. | Испытывает устойчивые трудности при дифференциации свистящих и шипящих фонем. | Испытывает устойчивые трудности при дифференциации свистящих и шипящих фонем. | Испытывает устойчивые трудности при дифференциации свистящих и шипящих фонем. | Испытывает устойчивые трудности при дифференциации свистящих и шипящих фонем. | |
Испытывает трудности при дифференциации фонем 1 серии, но с заданием справилась. | Фонемы по твердостимягкости не дифференцирует. | С заданием справился. | С заданием справился. | С заданием справился. | ||
6. | Фонемы по глухостизвонкости не дифференцирует. | С заданием справился. | С заданием справился. | Наблюдается неустойчивая характеристика дифференциации. | С заданием справился. | |
7. | Неустойчивая характеристика дифференциации. | Фонемы по твердостимягкости не дифференцирует. | Наблюдается неустойчивая характеристика дифференциации. | С заданием справился. | С заданием справился. | |
8. | Неустойчивая характеристика дифференциации. | Фонемы по твердостимягкости не дифференцирует. | С заданием справился. | С заданием справился. | Наблюдается неустойчивая характеристика дифференциации. | |
9. | Фонемы по глухостизвонкости не дифференцирует. | С заданием справился. | С заданием справился. | С заданием справился. | Наблюдается неустойчивая характеристика дифференциации. | |
10. | Фонемы по глухостизвонкости не дифференцирует. | Наблюдается неустойчивая характеристика дифференциации. . Устойчивые трудности при дифференциации [з-з'] в словах и предложениях. | Наблюдается неустойчивая характеристика дифференциации. | С заданием справился. | С заданием справился. | |
11. | Неустойчивая характеристика. | Фонемы по твердости; | Наблюдается неустойчивая. | Наблюдается неустойчивая. | С заданием справился. | |
дифференциации [ж] и [ш] правильно только в словах. | мягкости не дифференцирует. | характеристика дифференциации. | характеристика дифференциации. | |||
12. | Фонемы по глухостизвонкости не дифференцирует. | Фонемы по твердостимягкости не дифференцирует. | С заданием справился. | Наблюдается неустойчивая характеристика дифференциации. | С заданием справился. | |
13. | Фонемы по глухостизвонкости не дифференцирует. | Фонемы по твердостимягкости не дифференцирует. | С заданием справился. | Наблюдается неустойчивая характеристика дифференциации. | Наблюдается неустойчивая характеристика дифференциации. | |
Испытывает трудности при дифференциации фонем данной серии. Не дифференцирует [ф] и [в]. | Испытывает трудности при дифференциации фонем данной серии. | Испытывает трудности при дифференциации фонем данной серии. | Испытывает трудности при дифференциации фонем данной серии. | Испытывает трудности при дифференциации фонем данной серии. | ||
15. | Фонемы по глухостизвонкости не дифференцирует. | С заданием справился. | Наблюдается неустойчивая характеристика дифференциации. | С заданием справился. | С заданием справился. | |
16. | Испытывает устойчивые трудности при дифференциации свистящих и шипящих фонем. | Испытывает устойчивые трудности при дифференциации свистящих и шипящих фонем. | Испытывает устойчивые трудности при дифференциации свистящих и шипящих фонем. | Испытывает устойчивые трудности при дифференциации свистящих и шипящих фонем. | Испытывает устойчивые трудности при дифференциации свистящих и шипящих фонем. | |
17. | Фонемы по глухостизвонкости не дифференцирует. | Фонемы по твердостимягкости не дифференцирует. | С заданием справился. | С заданием справился. | Наблюдается неустойчивая характеристика дифференциации. | |
18. | Испытывает трудности при дифференциации фонем данной серии. Не дифференцирует [ф] и [в]. | Испытывает трудности при дифференциации фонем данной серии. | Испытывает трудности при дифференциации фонем данной серии. | Испытывает трудности при дифференциации фонем данной серии. | Испытывает трудности при дифференциации фонем данной серии. | |
Рис. 1 распределение испытуемых (%) по диагностируемому типу нарушения
Выводы ко 2 главе Таким образом, полученные данные проведенного экспериментального исследования, показывают нам, что у детей с общим недоразвитием речи (III уровня) присутствует неоднородность нарушений фонематического восприятия и они имеют неустойчивую характеристику дифференциации фонем по заданным признакам. Это подтверждается выделенными нами 5 группами детей по типу диагностируемого нарушения, где самым распространенным нарушениям стало неспособность к дифференциации фонем по твердости-мягкости (33% детей), далее по распространённости проявлений выступает неспособность к дифференциации фонем по глухостизвонкости (22% детей), далее 3 и 4 группа (по 17%), в которую вошли дети, которые не дифференцируют свистящие и шипящие фонемы и фонемы по твердости-мягкости и звонкости-глухости. В целом, анализ полученных данных, помимо выделенных 5 групп, также позволяет нам выделить ряд особенностей формирования фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи (III уровня):
- · наибольшие трудности (более 70% детей) возникали при дифференциации фонем в заданиях, где в речевом материале использовались звуки схожие по звучанию;
- · 30% детей имеют нарушения восприятия только тех звуков, которые заменяются или смешиваются у них в речи;
- · 70% детей имеют место нарушения фонематического восприятия звуков которые правильно произносятся как в изолированном варианте, так и в речевом потоке;
- · нарушения фонематического восприятия наблюдаются при любом предъявлении материала: в изолированном варианте, в слоговых цепочках, при предъявлении слов для дифференциации;
- · в некоторых случаях имеет место завуалированный дефект фонематического восприятия, при относительном благополучии фонетического произношения, оказывается нарушенным восприятие большого количества звуков. Однако в большинстве случаев имеется зависимость, чем больше звуков нарушено в произношении, тем больше и в восприятии.
- · 50% детей имеют нарушение восприятия твердости и мягкости звуков;
- · 39% детей имеют нарушение восприятия звонкости-глухости звуков;
- · у 30% детей наблюдаются трудности при дифференциации гласных ую (йу воспринимают как у), а-я (йа как а), о-ё (йо как о).
По результатам проведенного обследования мы можем утверждать, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня) будет наблюдаться неустойчивая характеристика дифференциации фонем. При этом наиболее ярко выражена она будет проявляться при дифференциации звуков схожих по звучанию.
Для достижения цели и поставленных задач нашего исследования, посвященного изучению совершенствования фонематического восприятия дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровня), на основе выделенных особенностей, в 3 главе мы приведем подобранные нами методические рекомендации по совершенствованию фонематического восприятия у таких детей.