Общие представления о состоянии компьютеризации управленческой деятельности
Процесс освоения в нашей стране новых информационных технологий для решения задач управления начался несколько десятилетий назад, и, пока речь шла об управлении техническими системами, трудности не носили принципиального характера. В начале 70-х годов стало ясно, что переход в автоматизации управления от отдельного предприятия и отрасли к региону, а затем к народному хозяйству в целом — это… Читать ещё >
Общие представления о состоянии компьютеризации управленческой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Процесс освоения в нашей стране новых информационных технологий для решения задач управления начался несколько десятилетий назад, и, пока речь шла об управлении техническими системами, трудности не носили принципиального характера. В начале 70-х годов стало ясно, что переход в автоматизации управления от отдельного предприятия и отрасли к региону, а затем к народному хозяйству в целом — это не просто количественное усложнение проблемы. Качественно новые проблемы, возникшие при проектировании систем управления, по своей постановке оказались настолько неожиданными, что просто не воспринимались в качестве проблем, относящихся к компетенции гуманитарных наук [4].
Недооценка важности этих соображений явилась одной из основных причин ряда неудач, имевших место в 70−80-е годы в компьютеризации государственного управления. И в настоящее время средства автоматизации и информатизации еще не стали помощником руководителей всех уровней. Более того, там, где эти средства могут принести наибольший эффект — при обеспечении принятия своевременных и обоснованных решений на высших уровнях управленческой иерархии — они практически не используются [26].
Основная причина здесь кроется в том, что в центр внимания разработчиков программных систем до сих пор не попадает конкретный руководитель, конкретное лицо, принимающее решение (ЛПР). Но только поддержка конкретного ЛПР с учетом его субъективных представлений и индивидуальных особенностей может дать надежду на успехи автоматизации и информатизации управленческой деятельности. В настоящее время в государственном управлении продолжает доминировать «старая культура» автоматизации и информатизации, базирующаяся в первую очередь на естественнонаучных и техноцентрических подходах, с сохранением ведущей ориентации на обеспечение административно-командных методов управления. В основе традиционных подходов к поддержке принятия решений лежит, как правило, одно принципиальное условие: подготавливаемое решение должно иметь ретроспективные аналоги, прецеденты. В условиях реформируемой экономики и динамичной социально-политической структуры общества в России подобные подходы имеют весьма ограниченное применение. В результате этого средства автоматизации либо вообще не используются руководителями, либо в связи с игнорированием субъективных представлений ЛПР и ориентацией на «жесткие модели» и «нормативные» процедуры принятия решений могут стать источниками дезорганизации сложившихся представлений и процедур деятельности ЛПР.
Поэтому актуальной становится проблема разработки систем поддержки управленческой деятельности и конкретных ее субъектов, а не только поддержки управленческих (нормативных) решений. Ориентация на конкретные виды управленческой деятельности и конкретных субъектов (ЛПР; аналитиков; лиц, готовящих варианты решений и др.) требует создания и использования специальных методов, ориентированных на исследование, формирование и поддержку субъективных моделей (представлений) управленческих ситуаций и управленческой деятельности в целом. Проектирование и инструментальная настройка систем поддержки управленческой деятельности и ее субъектов должны производиться «сверху — вниз», от целостных представлений к элементам.
Многолетний опыт научного обеспечения и практических разработок в сфере информатизации управленческой деятельности позволяет сделать вывод, что центральной проблемой, определяющей перспективы развития и применения новых информационных технологий, является проблема учета активности ЛПР в широком смысле [14]. Развитие средств компьютеризации управленческой деятельности предполагает движение в направлении создания условий для реализации активности человека в процессах управления. Это означает отступление от концепций, построенных на представлениях о доминирующей роли «нормативных моделей управления», и переход к подходам, ориентированным на персональную поддержку активного пользователя компьютерных систем и технологий. В основу такого рода исследований и практической работы должны быть положены методы, базирующиеся на выделении специфики «субъект-субъектных» отношений.