Организация кредитной сделки «банк-клиент»
Наряду с кредитной документацией, имеющей правовой статус, в кредитной работе используется также СЛУЖЕБНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, составляемая кредитными инспекторами. К ней, в частности, относятся СПАВКИ О ПРОВЕРКАХ КЛИЕНТОВ на месте. Одним из наиболее важных направлений таких проверок является выяснение того, как выполняются условия кредитного договора. В зарубежной практике результаты подобного… Читать ещё >
Организация кредитной сделки «банк-клиент» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основные положения Организация кредитной сделки банка с его заемщиком — это принятая в конкретном банке процедура рассмотрения просьбы клиента о получении кредита и принятия решения, заключения кредитного договора, выдачи и погашения ссуды, осуществления контроля за полнотой и своевременностью ее возврата. Указанная процедура должна быть проработана и зафиксирована в основах кредитной политики банка. При этом содержание отдельных ее элементов должно различаться для:
- а) клиентов, которых банк знает достаточно хорошо (постоянных клиентов), и новых клиентов;
- б) клиентов, пользующихся доверием банка, и клиентов, не обладающих таким доверием;
- в) клиентов, имеющих опыт хозяйственной и финансовой деятельности и не имеющих его.
Начальным элементом организации кредитной сделки, имеющим принципиально важное значение, является процедура рассмотрения просьбы клиента. Если клиент впервые обращается в данный банк, то его, естественно, будут интересовать в нем правила и условия, в том числе набор требуемых документов. С этой целью каждый банк должен иметь свой перечень документов, представляемых в банк для получения кредита. Этот перечень должен быть различен для постоянных и новых клиентов. Для постоянных клиентов в число обязательных документов входят:
- 1 кредитная заявка;
- 2 технико-экономическое обоснование (ТЭО);
- 3 баланс на последнюю дату или на несколько дат;
- 4 отчет о финансовых результатах;
- 5 хозяйственные договоры, лежащие в основе кредитной сделки.
Кроме того, имеет смысл ознакомиться с графиком поступлений и платежей заемщика и со сведениями о кредитах, полученных им в других банках.
Образцы некоторых из названных документов приводятся ниже.
Первая беседа носит характер ознакомления с личностью ссудополучателя (его профессиональные и личные качества). В ходе ее выясняются также юридический статус и финансовое положение клиента, назначение ссуды и источники ее погашения, способы гарантирования возврата кредита, наличие долгов перед другими банками и др.
В зарубежной практике используются специальные вопросники (анкеты) для беседы с новым клиентом. Итоги беседы после ухода клиента оформляются протоколом или специальной запиской.
Если на этом этапе у кредитного работника сформировалось положительное мнение о клиенте и испрашиваемой им ссуде, то он приступает к аналитической работе. Анализу должны подвергаться общая кредитоспособность, а также предоставленное им ТЭО на ссуду.
Большинство наших банков ограничивается оценкой только ТЭО, видимо, полагая, что оно позволяет судить об окупаемости ссуды. Между тем, оценка окупаемости отдельной ссуды — это необходимый, но недостаточный элемент анализа. Часто клиент получает ссуду наличными деньгами, поступление средств от прокредитованной сделки также может происходить в наличноденежной форме (минуя банк). Клиент может пустить полученные средства в новый оборот. Но и при расчетах через банк поступившие на расчетный счет клиента средства могут быть использованы им не на погашение ссуды, а на другие цели. Поэтому важно убедиться не только в том, что клиент получит от кредитуемой сделки необходимую сумму средств, но и в его способности и готовности возвратить ссуду. Именно этой цели служит оценка общей кредитоспособности заемщика. Для такой оценки каждый банк должен иметь собственное методическое обеспечение.
Всестороннее изучение банком клиента и объекта кредитования невозможно без выезда на место, где конкретно могут быть рассмотрены структура активов, состояние учета и отчетности, состав и порядок хранения возможных предметов залога и т. д.
Свои выводы из проведенного анализа кредитный работник излагает в форме заключения на заявку клиента. В нем обосновывается либо согласие на выдачу ссуды, либо целесообразность воздержаться от ее предоставления. На всю аналитическую работу, включая составление заключения, отводится 1−2 дня. Окончательное решение принимается руководством банка, в необходимых случаях (крупные или проблемные ссуды) — после обсуждения на кредитном комитете. После разрешения ссуды составляется кредитный договор, в котором предусматриваются условия кредитной сделки и обязательства сторон. Конкретные правила и условия выдачи и погашения ссуды регулируются инструктивными документами банка.
Известный американский Citibank в «Руководстве для вкладчика» следующим образом описывает организацию кредитного процесса в банке.
Мы рассмотрим ваш запрос как можно скорее. Мы обязуемся сделать все возможное, чтобы ответ быстро — обычно в течение 3 рабочих дней для большинства типов ссуд и в течение 15 рабочих дней для ссуд под заклад и перезаклад имущества, а также ссуд смешанного типа.
При запросе кредита будьте правдивы и не утаивайте информацию. Получение кредита при предоставлении ложных сведений или при утаивании важной информации может повредить вашей репутации.
Когда вы запрашиваете в Citibank ссуду, у вас спросят:
Подтверждение того, что вы имеете работу, и размер вашего дохода;
Номер карточки социального страхования;
Поручительства (отдельных лиц или организаций);
Номера счетов и сумму долга по кредитным карточкам;
Номера банковских счетов и размер средств на них;
Удостоверение личности с подписью.
Мы выясняем возможности вкладчика по погашению долга, его готовность это сделать, а иногда — наличие гарантированного обеспечения нашей ссуды.
Мы имеем в виду «С»:
Capacity (платежеспособность);
Character (репутация);
Collateral (обеспечение).
Можете ли вы погасить ссуду? Мы обратимся к сведениям о вашей работе (профессия, продолжительность работы, заработки). Мы также захотим узнать, какими возможностями, помимо дохода, вы обладаете для погашения долга (ваши накопления, инвестиции или собственность). Нам могут потребоваться сведения о ваших ежемесячных расходах (обычных и случайных).
Будете ли вы погашать ссуду? Мы обратимся к вашей кредитной истории (как много вы должны, как часто занимаете, вовремя ли платите по счетам, создается ли впечатление о жизни по средствам), будем искать признаки стабильности (продолжительность проживания по данному адресу, владеете ли вы домом или арендуете его и так далее).
Защищены ли мы как кредиторы, если вы не сможете выплатить долг? Мы можем запросить обеспечение ссуды.
КРЕДИТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ КРЕДИТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ — это составляемые клиентом и банком документы, которые сопровождают кредитную сделку с момента обращения клиента в банк и до погашения ссуды.
К кредитным документам, составляемым клиентам, относятся: кредитная заявка; технико-экономическое обоснование; заявление на получение ссуды; срочные обязательства; договор о залоге (гарантийные письма, страховые полисы); сведения о заложенном имуществе.
К документам, носящим двусторонний характер, относится кредитный договор.
К документам, составляемым банком, относятся: заключение на кредитную заявку клиента; ведомость выполнения клиентом условий договора, в том числе погашение ссуды и уплаты процентов; кредитное дело клиента.
ТРЕБОВАНИЯ К КРЕДИТНОЙ ЗАЯВКЕ достаточно просты, но определенны. В международной практике к ним относят обозначение назначения ссуды и раскрытие совокупности факторов, определяющих степень риска данной ссуды.
Назначение ссуды должно быть сформулировано конкретно, например, так:
на производственные нужды (на приобретение и формирование производственных запасов; на приобретение и формирование производственных запасов и осуществление производственных затрат; на осуществление конкретных затрат);
на торгово-посреднические нужды (на приобретение, формирование и реализацию товаров; на формирование сезонных запасов товаров);
на временные нужды (до выплаты заработной платы; для погашения платежей в бюджет и др.).
Для оценки риска сделки банку важно также иметь представление о таких характеристиках ссуды, как вид, срок, порядок выдачи и погашения, способ обеспечения возвратности, а также кредитоспособность клиента (уровень его основных финансовых показателей, объемы реализации, прибыли, собственных средств), его организационно-правовая форма, характер взаимоотношений с банком (наличие расчетного счета в данной или в другом банке, ссудной задолженности). Полнота освещения указанных пунктов в кредитной заявке зависит как от объема и срока ссуды, так и от степени информированности банка о клиенте.
В отличие от кредитной заявки ЗАЯВЛЕНИЕ НА ПОЛУЧЕНИЕССУДЫ оформляется клиентом после принятия банком положительного решения по запрашиваемому кредиту.
Заявление — это юридический документ, содержащий просьбу клиента предоставить ему кредит в определенной сумме и на определенный срок. Для банка заявление служит мемориальным ордером, оформляющим предоставление ссуды со ссудного счета клиента. Заявление подшивается в документы дня.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
НА КРЕДИТНУЮ ЗАЯВКУ представляет собой типовой бланк, заполняемый кредитным работником на основании изучения просьбы клиента. В нем содержится положение и показатели, характеризующие оценку банком юридического статуса и финансового положения заемщика. В числе общих положений указывается: организационно-правовая форма клиента; наименование банка, где открыт его расчетный счет; наличие задолженности по ссудам, в т. ч. выданным другими банками.
Финансовое состояние клиента выражается в показателях его кредитоспособности: уровни коэффициента покрытия, коэффициента ликвидности, коэффициента обеспеченности собственными средствами; объемы реализации, прибыли, активов, просроченных платежей. В своем заключение кредитный работник дает также оценку управления и состояния учета, отмечает соответствие целевой направленности ссуды приоритетом кредитной политики банка, предлагает целесообразные для данного случая способы обеспечения возвратности кредита. Завершается документ проектом решения: выдать ссуду (отказать в выдаче ссуды).
Особое место среди кредитных документов принадлежит КРЕДИТНОМУ ДОГОВОРУ, регулирующему весь комплекс взаимоотношений банка с клиентом. Как правовой документ кредитный договор должен соответствовать весьма жестким требованиям по оформлению, структуре, четкости формулировок. Именно поэтому оправданно существование типовых форм кредитных договоров применительно к различным видам кредитов. В выработке наиболее приемлемых структур кредитного договора и формулировок всех его пунктов активное участие должны принимать юристы. Их участие необходимо также при внесении изменений или дополнений в договор.
Основываясь на типовой форме, банки обычно разрабатывают собственные варианты кредитных договоров. Их может быть несколько, причем основное их отличие друг от друга сводится, как правило, к тому или иному механизму обеспечения погашения кредита:
договор, предусматривающий предоставление заемщиком гарантий;
договор, предусматривающий передачу заемщиком залога;
договор, предусматривающий страхование ссуды за счет заемщика в страховом обществе;
договор, комбинирующий все или часть предыдущих условий.
Договоры подобного рода обычно относятся к коммерческой тайне банка.
Российские банки уже накопили определенный опыт составления кредитных договоров. Однако это сторона их деятельности еще далека от совершенства, при чем как правовой, так и в экономической части. В одном и том же банке для однородных ссуд нередко используются разные по форме кредитные договоры; многие их пункты неконкретны, а взаимные обязательства сторон сформулированы нечетко. Часто допускаются небрежности в оформлении (отсутствуют то печать одной из сторон, то указание должностного положения лиц, подписавших договор; отдельные пункты не заполнены и непрочеркнуты, название документа различно в разных случаях и т. д.).
В экономическом плане кредитные договоры зачастую отличаются повышенным формализмом: не отражают специфики взаимоотношений банка с клиентом в зависимости от качества ссуды (за исключением уровня процентной ставки); не содержит набора эффективных мер по обеспечению целевой направленности и возвратности ссуд; практически не предусматривают обязательств клиентов по поддержанию каких-либо финансовых коэффициентов на определенном уровне; в них отсутствуют нормы, регулирующие формы и методы контроля банком финансового положения и иных характеристик заемщика.
Учитывая эти обстоятельства, а также международный опыт, можно рекомендовать придерживаться следующей структуры типового кредитного договора.
ПРЕАМБУЛА, где указываются наименования сторон, организационно-правовая форма каждой из них.
I. Предмет и сумма договора В данном разделе уточняется вид кредита (укрупненный объект, совокупный объект, целевая ссуда на отдельную сделку), цель, сумма кредита, порядок регулирования предельного уровня (кредитная линия с правом или без права превышения, лимит).
II. Порядок предоставления и погашения ссуды Раскрывается конкретный механизм выдачи и погашения ссуды с указанием предельного срока.
III. Способы гарантии возврата кредита (залог, гарантия, поручительства, страхование).
IV. Условия кредитования Указывается, каких уровней кредитоспособности должен придерживаться заемщик.
V. Процентные ставки и комиссионное вознаграждение.
VI. Обязательства сторон Особое внимание обращается на обязательства заемщика (в зарубежной практике в данном разделе предусматриваются следующие обязанности клиента:
- а) подвергнуться независимому аудиту и представить соответствующее заключение в банк;
- б) представлять в банк свою отчетность и все необходимые для кредитования сведения;
- в) разрешить банку проводить проверки с предоставлением ему любой отчетности в ходе таких проверок;
- г) не реорганизовываться без уведомления банка;
- д) застраховать имущество, в т. ч. находящееся в залоге;
- е) создать в банке, выдавшем кредит, депозит в определенной сумме на срок до погашения ссуды;
- ж) открыть в банке, выдавшем кредит, расчетный счет.
VII. Санкции при невыполнении условий договора.
VIII. Порядок разрешения споров.
IX. Срок действия договора Х. Юридические адреса сторон.
XI. Подписи сторон).
К кредитной документации относятся также договоры о залоге, гарантийные письма, страховые полисы.
ДОГОВОР О ЗАЛОГЕ должен соответствовать требованиям закона О залоге. В документе должны быть отражены: вид залога (остается во владении залогодателя или передается во владение залогодержателя), состав и стоимость заложенного имущества; права и обязанности сторон применительно к разным видам залога (в т.ч. право распоряжения заложенным имуществом); виды контроля со стороны банка за сохранностью заложенного имущества (при владении им залогодателем); момент возникновения права банка обратить взыскание на предмет залога; порядок обращения взыскания. Содержание договора о залоге дифференцируется по видам залога: заклад, залог товарно-материальных ценностей без права их расходования; залог товаров в обороте или переработке.
ГАРАНТИЙНЫЕ ПИСЬМА И СТРАХОВЫЕ ПОЛИСЫ также должны соответствовать определенным требованиям правового и экономического характера. В правовом аспекте они должны четко определять отношения сторон, что позволяет защитить их интересы. В этой связи положительно должна быть оценена практика заключения трехсторонних договоров поручительства и договоров страхования. Включение в число участников таких договоров банка повышает их эффективность, поскольку не позволяет изменять условия взаимоотношений заемщика и поручителя (гаранта, страховщика) без ведома банка. Важное значение имеет правильное оформление гарантийных писем, договоров страхования или поручительства (наличие печати, указание должностного положения лиц, подписавших документы, подписи этих лиц и т. д.). При использовании банковских гарантий необходимо заключение соответствующих межбанковских договоров (соглашений).
В экономическом аспекте эффективность гарантий (поручительств) и страхования кредитного риска зависит от кредитоспособности организаций, гарантирующих возврат ссуд. Поэтому банкам необходимо обладать навыками анализа кредитоспособности гаранта (поручителя) или страховой организации. В зарубежной практике гарантии часто сопровождаются залогом имущества гаранта. Одновременно банк до выдачи ссуды организует встречи с представителями гарантов для выяснения их готовности выполнить свои обязательства в случае непогашения ссуды заемщиком.
Наряду с кредитной документацией, имеющей правовой статус, в кредитной работе используется также СЛУЖЕБНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, составляемая кредитными инспекторами. К ней, в частности, относятся СПАВКИ О ПРОВЕРКАХ КЛИЕНТОВ на месте. Одним из наиболее важных направлений таких проверок является выяснение того, как выполняются условия кредитного договора. В зарубежной практике результаты подобного контроля со стороны банка фиксируются в специальных ВЕДОМОСТЯХ. Форма ведомости разрабатывается банком. Обычно в ней отражаются: условия кредитного договора, подлежащие проверке (указывается соответствующий пункт договора); даты проверок; отметки (+, -) о выполнении. Если клиент не выполняет важное условие кредитного договора, банк оперативно вводит санкции, предусмотренные в нем.
Накопление информации о клиенте и о характере его взаимоотношений с банком — назначение КРЕДИТНОГО ДЕЛА. Банки России пока не уделяют должного внимания ведению таких дел. В большинстве случаев они содержат лишь технико-экономические обоснования, кредитные договоры и сопровождающие их документы (договоры о залоге, гарантийные письма, страховые полисы). Редкостью в кредитных делах являются даже балансы клиентов. Все это означает слабую информированность банков о клиентах и, следовательно, высокий совокупный риск кредитного портфеля.
Можно рекомендовать разрабатывать следующие основные разделы кредитного дела:
Бухгалтерская отчетность, характеризующая кредитоспособность заемщика (балансы, отчеты о прибылях и убытках).
Кредитная документация по всем ссудам, выданным клиенту за последние два года.
Аналитические записки и справки.
Переписка с клиентом, протоколы совещаний по принципиальным вопросам, записи принципиальных телефонных переговоров.
Вырезки из газет и журналов, касающиеся клиента.