Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Описание и анализ экспозиции Челябинского краеведческого музея

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существует в научной литературе несколько определений научной концепции экспозиции музея Словарь музейных терминов: сб. науч. трудов / ГМСИР. М., 2010. С. 79−80.; Шляхтина Л. М. Основы музейного дела. Теория и практика. М., 2005. С. 70.; Основы музееведения / Отв. ред. Э. А. Шулепова. М., 2005. С. 31.; Самарина Н. Г. Научная концепция музея: понятие и этапы разработки // Научно-исследовательская… Читать ещё >

Описание и анализ экспозиции Челябинского краеведческого музея (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Научная концепция музея — это всестороннее обоснование целей и задач функционирования и развития музея, она является исходным документом для начала всех работ по развитию музея. При этом научная концепция создания музея в целом гораздо шире, чем научная концепция музейной экспозиции. Применительно к экспозиции понятие «концепция» как определенная система взглядов стало использоваться примерно с 1970;х годов. По выработанному в советское время взгляду на научное проектирование экспозиции, научная концепция «определяет идейное содержание экспозиции, принципы отбора предметов из музейного собрания, их группировку, композицию, интерпретацию и обосновывает требования к художественным решениям, которые в музее имеют свои специфические черты» В. Л. Абушенко. Концепция. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. То есть «научная концепция экспозиции — её идейно-теоретическое обоснование, служащее базой для разработки основных экспозиционных решений — экспозиционного замысла» Там же.

Анализ концепции экспозиции краеведческого музея Южного Урала

С 1 января 1986 г. в практику музейной деятельности был введен важный документ — «Порядок организации работы музеев, творческих коллективов художников и художественно-производственных организаций по научному и архитектурно-художественному проектированию, оформлению и монтажу, оценке и открытию экспозиций и выставок музеев местного подчинения (кроме художественных)» Приказ Министерства культуры РСФСР № 240 от 12 мая 1985 г. совместно с Приказом Правления Союза художников РСФСР № 139 от 11 мая 1985 г. И хотя многие его положения со временем потеряли силу в изменившихся общественно-экономических условиях, тем не менее, положения о научной работе по созданию экспозиции (выставки) в три этапа (научная концепция с краткой тематической структурой; расширенная тематическая структура; тематико-экспозиционный план) остаются актуальными до сегодняшнего дня. В настоящее время другого равнозначного документа, регламентирующего процесс создания экспозиции, в отечественном музееведении нет. Пункт пятый «Порядка организации работы музеев» регламентирует содержание научной концепции экспозиции музея.

Существует в научной литературе несколько определений научной концепции экспозиции музея Словарь музейных терминов: сб. науч. трудов / ГМСИР. М., 2010. С. 79−80.; Шляхтина Л. М. Основы музейного дела. Теория и практика. М., 2005. С. 70.; Основы музееведения / Отв. ред. Э. А. Шулепова. М., 2005. С. 31.; Самарина Н. Г. Научная концепция музея: понятие и этапы разработки // Научно-исследовательская работа в музее: тезисы докладов на VIII Всероссийской научно-практической конференции МГУКИ / Науч. ред. Н. Г. Самарина; Сост. Н. И. Решетников, И. Б. Хмельницкая. М., 2005. С. 8. В музееведческой литературе 1980;х гг. были рекомендованы следующие обязательные элементы, которые должны быть отражены в документе научная концепция экспозиции музея: «В нем подробно раскрывается идейно-политическая установка экспозиции, характеризуется её научное содержание, а также обусловленные ими требования к архитектурно-художественным решениям. Отмечается степень изученности поставленной темы в профильной дисциплине. Определяется место тематического раздела среди экспозиций музея (существующих или планируемых) и отличие её от функционирующих ранее, а также от экспозиций однопрофильных музеев данного объединения или региона. В научной концепции излагаются ведущие идеи, характеризуются стержневые проблемы, нравственно-воспитательный потенциал экспозиции. Для раскрытия её содержания дается обоснование тематической структуры, её основных разделов и общая характеристика источниковой предметной базы экспозиции, обеспеченность её собранием музея. При этом выявляется необходимость дополнительного комплектования. Указываются предполагаемые методы показа (включение в систему тематико-экспозиционных комплексов, ансамблей-интерьеров, коллекционных рядов или групп). Вместе с характеристикой экспозиционной площади (к документу прилагаются планы экспозиционных залов) может быть предложено позальное размещение основных разделов экспозиции. Желательно наметить также ведущие экспонаты или комплексы, имеющие важное значение для раскрытия идейного содержания экспозиции; экспонаты повышенной аттрактивности (диорамы, интерьеры, мемориальные комплексы, особо крупные экспонаты), словом, дать представление о предполагаемом общем облике экспозиции» Шулепова Э. А. Основы музееведения. — 2005. — 504 с; Шляхтина Л. М. Основы музейного дела. Теория и практика. 2009.

Научная концепция экспозиции документально фиксирует самое первое, общее представление от экспозиции. В равной степени научная концепция экспозиции является основным документом для начала работ по архитектурно-художественному проектированию экспозиции и создания генерального художественного решения.

Основываясь на приведенных выше обязательных элементах, которые должна включать научная концепция музея, нужно проанализировать «Научную концепцию экспозиции по истории края» Челябинского областного краеведческого музея Научная концепция экспозиции по истории края// Челябинский областной краеведческий музей. — Челябинск. -2004. В документе раскрывается идейная установка экспозиции и проблемы нравственного воспитания — создание экспозиции в новых социально-экономических условиях, в эпоху новых информационно технологических возможностей, в период пересмотра концепции исторической науки, нового понимания миссии музея в современном мире, его социальных функций, теории музейной коммуникации. Здесь же в приложении № 5 «Общие предложения к научной и художественной концепции экспозиции ЧОКМ» Приложение № 5. Общие предложения к научной и художественной концепции экспозиции ЧОКМ.- Челябинск. -2004 изложены требовании к архитектурно-художественному решению. Место тематического раздела экспозиции «История XX века» определяется в основной идее «Концепции экспозиции краеведческого музея Южного Урала», как раскрытие в комплексе всех составляющих единого процесса антропогеобиоценоза при помощи рассмотрения существующего фондового и информационно — наглядного материала в диалектическом единства пространства и времени. В приложении № 1 к «Научной концепции экспозиции по истории края» дана характеристика фондового собрания музея и обозначены проблемы с комплектованием фондов. Например, некоторые фондовые коллекции можно назвать скудными — практически отсутствуют предметы, отражающие материальную культуру и быт населения края в XVIII — XIX вв; большая часть музейных предметов, относящихся к периоду XIX — XX веков нуждается в реставрации. В документе «Концептуальные решения, сценарный план и структура новой обзорной экспозиции Челябинского областного краеведческого музея» Концептуальные решения, сценарный план и структура новой обзорной экспозиции//Челябинский областной краеведческий музей. — Челябинск. -2004. Авторский коллектив: Шишков К. А. — председатель Челябинского обл. общества Фонда культуры, кандидат технических наук; Боже В. С. — краевед, почетный член-академик Академии российских энциклопедий, директор Центра историко-культурного наследия города Челябинска; Боталов С. Г. — археолог, директор ООО Археологический научный центр, кандидат исторических наук; Лушникова А. В. — историк, преподаватель Челябинской государственной академии культуры и искусства. описана общая характеристика источниковой предметной базы экспозиции: фонды Челябинского областного музея насчитывают 270 тыс. единиц хранения и включают в свой в себя документы, фотографии, плакаты, редкие книги, декоративного прикладное искусство т.п., которые собирались с 1913 года. Структура документа состоит из разделов: технические параметры, общая характеристика фондов музея, историческая справка, научные идеи и теоретическая подоснова, основные цели, задачи, подходы и принципы будущей экспозиции, экспозиция музея. В документе так же описана структура тематического раздела экспозиции «История XX века», где определены хронологические рамки (XX — XXI вв), основной принцип экспозиции, основные ее составляющие. Документ «Программа комплексного развития Челябинского областного краеведческого музея» Программа комплексного развития Челябинского областного краеведческого музея//Федеральное агентство по культуре и кинематографии ЧОКМ//ООО Экокультура. — Москва, Челябинск. — 2006. Авторский коллектив: Богдановский В. И. — директор Челябинского областного краеведческого музея; Лушникова А. В. — историк, заместитель директора по науке; Фризин Н. Н. — эксперт ООО Экокультура; Зайцева Г. А. — руководитель центра экологических проблем института им. Д. С. Лихачева, включает в себя разделы: введение; анализ состояния музея; основные проблемы его функционирования; анализ деятельности музея и проблемы ее совершенствования; основания для разработки программы комплексного развития музея; основные направления совершенствования и развития музея. Документ дает представления об основном замысле создания экспозиции — осветить всю естественную, социальную и этникокультурную историю края с древнейших времен до наших дней. В «Научной концепции экспозиции по истории края» обозначены основные методы построения экспозиции: комплексно-сюжетный, тематический, ансамблевый. Используемые методы построения экспозиции обуславливают применение вспомогательных материалов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой