Ансамбли центральных площадей
К югу от Исаакиевского собора расположена сложная по планировочной структуре Исаакиевская площадь, в основном сформировавшаяся в середине Х1Х века. С юга её замыкает Мариинский дворец — ныне здание городского совета. Эту часть площади фланкируют два симметрично расположенных, близких по объёму и архитектуре здания бывших министерств, между которыми возвышается скульптура конного всадника (1859… Читать ещё >
Ансамбли центральных площадей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В Х1Х веке сформировалась интересная система улиц и площадей центра Петербурга, позднее всё же потребовавшая некоторой реконструкции в связи с возведением правительственных и общественных зданий. Расширение границ города тогда умышленно ограничивалось, а жилая застройка сильно уплотнялась. Новый градостроительный заказ выполнялся с необычным художественным размахом. Его успех определился широким распространением ансамблевого принципа застройки и, как следствие, — проявлением с начала Х1Х века крупных ансамблей нового типа. Разнообразные по своим архитектурно-планировочным решениям ансамбли классицизма тогда охватывали площади вместе с их окружением.
В начале Х1Х века внимание градостроителей привлекла хаотично и неплотно застроенная стрелка Васильевского острова. В 1805 году началось создание её архитектурного ансамбля, и к началу Отечественной войны 1812 года были закончены её центральные элементы — Биржа с Ростральными колоннами, гостиный двор и гранитные набережные. См.: Грабарь И.Э.Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках.Спб.1994.С.326. Здание биржи архитектора Т. де Томон, решённое как окружённый колоннадами древнегреческий храм, было поставлено на месте биржи по проекту Д. Кваренги, потому, что оно не согласовывалось с планировкой окружения, предложенной архитектором А. Д. Захаровым.
Художественные требования к ансамблю предъявлялись очень строгие, и градостроители со всей ответственностью подходили к проекту. Составляли несколько его вариантов; в частности, уже после разработки нового проекта здания Биржи тщательно проверялась её масштабность, и перед началом строительства автор проекта Тома де Томон уменьшил всё размеры этого здания на одну десятую. В 1806 году на противоположном берегу Невы началась почти заново перестройка Адмиралтейства по проекту архитектора А. Д. Захарова. Перед этим К. И. Росси предлагал создать северный фасад Адмиралтейства, решая его в виде ряда арок перед стапелями. С классически строгой архитектурой этого огромного здания, получившего интересные членения своих объёмов, великолепно сочеталась пышная скульптура, что придало его фасадам величие и торжественность. Начатые здесь на стрелке Васильевского острова работы прервались на время Отечественной войны. После победы над наполеоновской армией проходил второй период строительства открытых ансамблей столицы.
Строительством пакгаузов Биржи, музейного флигеля Академии наук и здания Таможни к 1833 г. закончилось формирование двух площадей: одной — с трёх сторон омываемой водой и расположенной перед Биржей, а другой — за ней. В этот наиболее открытый из «от крытых» ансамблей включились здания Двенадцати коллегий, Кунсткамеры, главного корпуса Академии наук. Весь ансамбль при обзоре его со стороны Невы представляется вполне завершённым, где не только ничего нельзя изменить, но кажется, что ничего другого здесь и не могло быть!
С 1817 года начались работы по превращению Марсова поля и всего района бывших царских садов в громадный открытый ансамбль. Он раскрылся к Неве благодаря устройству предмостной Суворовской площади. Разорваный ею северный фронт застройки Марсова поля оформили служебный корпус Мраморного дворца и реконструированные дома Салтыкова и Бецкого. На западной стороне Марсова поля путём перестройки нескольких домов было создано здание казарм Павловского полка, которые вместе с другим угловым зданием — домом Адамини в основном оформило западную сторону громадной площади. Южная и восточная стороны Марсова поля остались обрамлёнными протоками. Башня со шпилем Михайловского замка включилась в ансамбль необходимым высотным акцентом. В 1820-х годах по проектам К. Росси реконструируется окружение Михайловского замка; засыпаются Замковый и Церковный каналы, а по берегам Мойки и Фонтанки устраиваются городские проезды. Летний сад остался связаным в ансамблевом отношении с замком. Ось симметрии главной аллеи и пруда этого сада служит также осью замка и Кленовой аллеи с симметрично расположенными по её сторонам зданиями кордегардий и конюшен. Их фасады, выходившие на Караванную (Манежную) площадь, были реконструированы. Район царских садов рассекала продлённая в северном направлении Садовая улица. Она отделила замок от той части района, которая стала Михайловским садом. В нём на берегу Мойки строится пристань с павильоном, а на южной стороне — великокняжеский Михайловский дворец (1819−1825 гг., архитектор К. Росси), в 1896 году отданный Русскому музею. Он обращён фасадом в парадный двор, раскрытый к тогда же созданной Михайловской площади. К югу от неё, на продолжении оси дворца до Невского проспекта, сквозь квартал жилых домов К. Росси пробивает Михайловскую улицу. Таким образом, изолированный район царских садов превратился в ансамбль, органично связанный с городским окружением. В 1817 году закончилась вторая перестройка здания Адмиралтейства, и началось создание ансамблей главных городских площадей.
В 1823 году громадное здание Главного штаба своими корпусами охватило всю южную часть Дворцовой площади. При его создании были использованы стены некоторых домов, формировавших площадь после её предыдущей реконструкции, произведённой за полвека до этого. Здание Главного штаба с комплексом из Триумфальных арок было сооружено на Дворцовой площади в 1819—1823 годах.(Так как Морская улица подходит к Дворцовой площади под углом, то К. Росси перекинул не одну, а две арки). См.: Грабарь И.Э. Указ.соч.С. 359. Грандиозная дуга фасада Главного штаба придает композиционную законченность главной площади Северной столицы, на которую выходят барочный Зимний дворец и классическое здание Адмиралтейства. Ансамбль площади завершил в 1834 году Огюст Монферран, воздвигнув в центре площади, триумфальную колонну в честь победы над Наполеоном. В целом площадь образует торжественный ансамбль, посвящённый воинским победам. Криволинейные очертания Дворцовой площади изменены на симметричные. К западу от Адмиралтейства на Сенатской площади, где вздыбился «Медный всадник», с 1829 по 1831 г. заново строятся корпуса зданий Сената и Синода, объединённые триумфальной аркой над Галерной улицей. В ансамбль Сенатской площади органично включился Конногвардейский манеж. Портик манежа замкнул продольную ось Дворцовой площади.
Строительством в 1837—1843 гг. на Дворцовой площади Штаба Гвардейского корпуса и постройкой Исаакиевского собора закончилось создание всего грандиозного ансамбля, целостного, несмотря на различие стилей его зданий. Здесь общий композиционный центр — адмиралтейская башня. См.: Егоров Ю.А.Указ.соч.С.95−97.
Дворцовая, Разводная, Адмиралтейская и Сенатская площади, формировавшиеся путём неоднократной реконструкции, стали представлять собой исключительный по силе художественного и эмоционального воздействия ансамбль ансамблей. Размеры планировка и ордерная архитектура зданий позволяют рассматривать его как величественный форум. Ансамбль этих площадей — не только памятник архитектуры, но и исторический памятник мирового значения.
К югу от Исаакиевского собора расположена сложная по планировочной структуре Исаакиевская площадь, в основном сформировавшаяся в середине Х1Х века. С юга её замыкает Мариинский дворец — ныне здание городского совета. Эту часть площади фланкируют два симметрично расположенных, близких по объёму и архитектуре здания бывших министерств, между которыми возвышается скульптура конного всадника (1859 год, скульптор П.К. Клодт) Исаакиевский собор и Мариинский дворец расположены как бы на одной оси, которая в середине почти неуловима для взгляда переломлена. Незаметно и то что, площадь пересекается Мойкой. Она течёт под необычным мостом, перекрывающим площадь во всю её ширину. В начале ХХ века здесь появились здания — гостиница «Астория «и Германское посольство, несколько нарушающие архитектурную целостность ансамбля.