Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Рельеф дна океанов и морей. 
Краткая навигационная характеристика грунтов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современные морские берега представлены огромным разнообразием типов, связанных с тем, что различные отрезки берегов Мирового океана находятся на разных стадиях выравнивания, имеют различный характер исходного расчленения и разное геологическое строение. Абразивный берег — высокий, крутой, отступающий берег океана моря, разрушаемый действием прибоя, с развитием абразивных форм рельефа. Абразия… Читать ещё >

Рельеф дна океанов и морей. Краткая навигационная характеристика грунтов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рельеф дна океанов и морей довольно разнообразный. Условно в нём выделяют несколько зон, соответствующих различным глубинам:

  • 1. Материковая или континентальная отмель (шельф) с глубинами 0−200м — (7,6%)
  • 2. Материковый склон с глубинами 200- 3000м — (15,3%)
  • 3. Ложе океана с глубинами 3000- 6000м — (75,9%)
  • 4. Глубоководные впадины более 6000м — (1,2%)

Материковая отмель (шельф) — наиболее мелководная часть океанов и морей, примыкающая к материкам. Навигационную опасность на шельфе могут представлять отдельные формы рельефа такие как: банка, скала, риф, мелководье, мель, подводная коса, бар.

Банка — все изолированные и ограниченные по площади резкие поднятия морского дна. При глубине меньше 20 м. банка опасна для судоходства.

Скала это отдельное, небольшое по площади, резкое возвышение дна из твердых пород (базальта, гранита, известняка). Обломки твердых пород и небольшие скалы называют камнями. Скалы и камни бывают надводные, подводные и осыхающие (обнажающиеся в малую воду).

Риф это опасное для плавания подводное или осыхающее возвышение морского дна со скалистым грунтом.

Мель это обширное по площади отмели из нетвердых грунтов с глубинами менее 20 м. опасные для судоходства.

Подводная коса — узкая, длинная отмель, являющаяся подводным продолжением полуострова, мыс или надводной косы.

Бар, который бывает:

  • — береговой — это узкая, вытянутая вдоль берега наносная полоса суши из песка или ракушки, отделяющая от моря лагуну;
  • — приустьевый — это песчаный подводный вал в прибрежной полосе морского дна перед устьем реки.

Материковый склон представляет собой круто наклоненную область дна океана (моря) расположенную между изобатами 200−2500 м. Рельеф его очень сложен: крутые уступы, пологие ступени, горные хребты, глубокие узкие каньоны и котловины.

Ложе океана — это центральная, самая большая часть Мирового океана, располагающаяся на глубинах от 3000 до 6000 м. Рельеф его также сложен и разнообразен: обширные равнины, горные хребты, плато, котловины, впадины.

Глубоководные впадины (желоба) — это длинные узкие понижения дна океанов, имеющие глубину от 6 до 10−11 тыс.м. Ширина таких желобов не более20−70 км, а длина достигает нескольких тысяч километров. В настоящее время насчитывается около 30 глубоководных впадин, наибольшее число которых находится в Тихом океане.

Для целей судовождения обычно используют классификацию грунтов, в основу которой положен механический состав, а также держащие свойства грунта.

Основными типами грунтов являются:

  • 1. Плиты сплошные, отдельные скалы, которые не держат якоря.
  • 2. Глыбы и валуны размером от 10 до100 см (валуны) и более (глыбы).
  • 3. Галечные грунты (галька, щебень) размером 1−10 см.
  • 4. Гравийные грунты (гравий) размером 1−10 мм. Грунт несвязный, сыпучий.

Галечные и гравийные грунты плохо держат якорь.

  • 5. Пески — отдельно зернистый грунт с размером частиц менее 1 мм. Грунт не связный, сыпучий.
  • 6. Пылеватые пески — преобладающие частицы размером 0,05−1 мм. Грунт несвязный, сыпучий.
  • 7. Илистые пески — преобладающие частицы размером 0,1−0,25 мм. Грунт слабо связан, в сухом состоянии легко рассыпается. Песчаные грунты хорошо держат якорь.
  • 8. Песчаные илы — преобладают частицы размером 0,01−01 мм. Вязкость незначительная.
  • 9. Илы— -преобладают частицы размером 0,01−0,05 мм. Грунт связный, слабо пластичный, вязкий.
  • 10. Глинистые илы — преобладают частицы размером 0,02 мм. Грунт связный, плотный, пластичный, вязкий, липкий.

Для выбора наиболее безопасного пути при плавании на мелководье используют карты грунтов, которые могут быть трех видов:

  • 1. Навигационные грунтовые карты, на которых грунты даны только в отдельных точках и обозначены буквами, например чрИ — черный ил, ИР — ил, ракушка. На морских картах введены буквенные обозначения двух типов: крупным шрифтом обозначается характер осадка, а мелким — цвет грунта и другие сведения о нем. Например: срмПсрГл — серый мелкий песок, серая глина.
  • 2. Грунтовые морфологические карты дают представление о площадном распределении того или иного грунта. Отдельные типы грунтов на таких картах наносятся штриховкой различного рода.
  • 3. Батилитологические карты — на которых наносится рельеф в виде изобат и состав осадка по данным литологического исследования. (Литология — изучение состава, происхождения, строения горных пород и условий их залегания).

Наиболее распространены батилитологические карты механического состава грунтов, сопоставленные с рельефом дна. Грунты здесь нанесены на основе исследования рельефа, углов наклона дна, механического состава осадка и других литологических признаков.

Особенности развития морских берегов и береговой зоны моря

Морской берег — это внешняя граница взаимодействия суши и водной поверхности морей и океанов, изображаемая на географических картах линией. В действительности следует говорить о береговой зоне, т. е. о более или менее широкой полосе земной поверхности, в пределах которой осуществляется взаимодействие суши и моря (водоема). Береговая зона состоит из собственно берега — ее надводной части — и подводного берегового склона.

В результате действия вол при взаимодействии с литосферой формируются абразивные и аккумулятивные берега.

Абразивный берег — высокий, крутой, отступающий берег океана моря, разрушаемый действием прибоя, с развитием абразивных форм рельефа. Абразия представляет собой механическое разрушение берегов океанов, морей и озер в результате деятельности волн и прибоя.

Аккумулятивный берег — наступающий берег океана, моря, сложенный наносами, приносимыми волнами и прибоем. Аккумуляция в геоморфологии определяет общее название процессов накопления рыхлого минерального материала и органических остатков на поверхности суши и дне водоемов.

Массы обломочного материала в береговой зоне, перемещаемого волнами и прибойным потоком, называются морскими наносами. Поток наносов характеризуется мощностью, емкостью и насыщенностью. Для понимания процессов размыва берега и его аккумуляции важно также учитывать интенсивность поступления материала, питающего поток наносов. Источники такого поступления могут быть различными. Скопление наносов в зоне действия прибойного потока называется пляжем.

Современные морские берега представлены огромным разнообразием типов, связанных с тем, что различные отрезки берегов Мирового океана находятся на разных стадиях выравнивания, имеют различный характер исходного расчленения и разное геологическое строение.

Образование аккумулятивных берегов форм, с одной стороны, и срезание мысов абразией — с другой, обуславливает выравнивание береговой линии. Это неизбежно придает берегам изрезанные очертания и расчленение рельефа прибрежной суши. Существуют следующие наиболее распространенные типы берегов:

  • — фиордовые берега, образованные в результате затопления ледниковых долин прибрежных горных стран. Названы так потому, что для них характерны фиорды — узкие и длинные извилистые заливы (берега Норвегии, Канады, Новой Земли);
  • — шхерные берега, образовавшиеся при затоплении низких ледниково-денудационных равнин. Шхерами называют совокупность мелких скалистых островов, узких проливов и заливов;
  • — риасовые берега, возникшие при затоплении прибрежных отрезков речных долин горных стран;
  • — лиманные берега, образовавшиеся в результате подтопления речных долин прибрежных равнин. Возникающие при этом заливы называют лиманами;
  • — берега долматинского типа, возникающие при подтоплении складчатых структур, имеющих простирание, близкое к общему направлению берега. При этом образуются причудливые архипелаги вытянутых вдоль общего направления берега островов;
  • — берега сбросово-глыбового расчленения, образование которых обусловлено подтоплением тектонических впадин типа грабенов, причем разделяющие их горстовые возвышенности выступают мысами и полуостровами.

Более редкими типами ингрессивных берегов являются берега аральского типа, возникающие при ингрессии моря в понижении рельефа золовых равнин, а также берега, конфигурация которых обусловлена вулканической деятельностью. Это тип отмелого берега.

В процессе формирования морских берегов, имеющих различную физическую природу, большая роль принадлежит факторам динамики береговой зоны. Динамикой береговой зоны называется совокупность локализованных в ней процессов и явлений, обуславливающих ее развитие.

Береговая зона состоит из собственного берега — ее надводной части — и подводного берегового склона.

Часть акватории моря, находящийся в пределах береговой зоны, принято называть взморьем, или прибрежьем, а полосу суши, на которой сохранились береговые формы рельефа, созданные при более высоком уровне моря, чем современный, побережьем.

Берега морей и океанов наряду с волнением подвержены также воздействию приливов и отливов, которые играют значительную геоморфологическую роль. Приливы и отливы — это периодические колебания уровня морей и океанов, вызываемые гравитационными силами Земли, Луны и Солнца. Приливные явления в Мировом океане характеризуются следующими понятиями:

  • — приливом — подъёмом уровня вод при прохождении приливной волны;
  • — отливом — падением уровня вод при прохождении приливной волны;
  • — сменой вод — моментом перехода прилива в отлив и наоборот;
  • — приливными явлениями в Мировом океане — динамическими и физико-химическими процессами в водах морей и океанов, вызванными приловообразующими силами;
  • — приливными течениями — течениями, вызванными приливными волнами.

Величина и характер морских приловов зависят не только от взаимного положения Земли, Луны и Солнца, но также и от географической широты, глубины моря и формы береговой линии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой