Природопользование и охрана окружающей среды
В перечень наиболее важных аспектов политики природопользования, подлежащих обсуждению и урегулированию в области обеспечения охраны производственной и окружающей среды при освоении месторождений нефти и газа, входят экологические характеристики проектируемого (размещаемого) производственного объекта. Возможность включения объекта в имеющуюся промышленно-транспортную инфраструктуру региона… Читать ещё >
Природопользование и охрана окружающей среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Важной задачей политики природопользования (ресурсной политики) в Норвегии является, в частности, повышение эффективности управления и контроля на всех уровнях. Качественная проработка концептуальных экономических и экологических решений позволяет справляться со многими проблемами без крупных затрат государственных средств.
Формирование законодательной основы, выработка экономической и ресурсной политики государства в отраслях топливно-энергетического комплекса (ТЭК) входят в компетенцию стортинга (парламента). Важно отметить, что ст. 3 Закона о нефти (1985 г.) все ресурсы нефти на шельфе принадлежат государству и должны использоваться на благо всего народа Норвегии.
При разработке политики природопользования исключительна компетенция представительной власти распространяется на:
- · определение перспектив отраслевого развития (промышленно-производственная и транспортная инфраструктура; влияние на национальный доход; рентабельность и налоги, причем предварительная подготовка вопросов по налогообложению входит в компетенцию министерства финансов; новые рабочие места; новые технологии);
- · регулирование воздействие отраслей экономики на положение в социально-политической области (охрана труда, техника безопасности, социальное положение занятых, военно-стратегический потенциал);
- · формирование направлений и принципов научно-технического и торгово-экономического сотрудничества с другими странами;
- · определение целесообразности и масштабов иностранного участия в освоении национальных природных ресурсов, содействие зарубежным проектам и программам;
- · введение новых требований по охране окружающей среды, установление ограничений (по экологическим, экономическим и политическим причинам) на использование жидкого топлива, импортной техники и технологии, материалов, оборудования и т. д.;
- · уточнение потребностей в бюджетном финансировании капитальных вложений по сырьевым и инфраструктурным отраслям, а также ряд других вопросов, затрагивающих интересы нации.
Среди проблем природопользования и защиты окружающей среды наибольший интерес вызывает вопрос об охране природной среды в норвежском секторе Северного моря. Эта проблема возникла при бурении скважин, добыче, транспортировке нефти и газа. Она приобрела особое значение в связи с существенным увеличением масштабов работ и, следовательно, антропогенной нагрузки. В проектах разработки месторождений, помимо непосредственного негативного воздействия на природу, учитываются потенциальные аварии на объектах нефтегазового комплекса, ведущие к крупному ущербу. Они настолько опасны, что могут попросту подорвать экономику таких важных отраслей народного хозяйства Норвегии, как судоходство, рыболовство и туризм (не говоря уже об уничтожении огромных материальных ценностей).
Норвежские научно-технические достижения превратились в один из важнейших факторов, которые обеспечивают интенсивное развитие нефтяной и газовой промышленности при соблюдении жестких экологических стандартов. Многие из этих новинок получили международное признание и были успешно реализованы на рынке высоких технологий и специального оборудования. В последние годы наметилась тенденция к повышению уровня коммерциализации результатов научных исследований. Нефтегазовые компании, действующие в Норвегии, имеют широкие возможности как по использованию существующих научных достижений для внедрения в производство, так и по проведению собственных и партнерских исследований, а также разработок на коммерческих условиях.
Правовые рамки охраны окружающей среды в части проектируемых и действующих объектов нефтегазового комплекса определяют в основном Закон о нефти (1985 г.) и Закон о защите окружающей среды (1981г.). Соблюдение их требований контролирует Норвежский нефтяной директорат и Норвежское агентство по контролю за загрязнением окружающей среды, подчиняющееся министерству окружающей среды [49].
В перечень наиболее важных аспектов политики природопользования, подлежащих обсуждению и урегулированию в области обеспечения охраны производственной и окружающей среды при освоении месторождений нефти и газа, входят экологические характеристики проектируемого (размещаемого) производственного объекта. Возможность включения объекта в имеющуюся промышленно-транспортную инфраструктуру региона; потенциальные помехи со стороны производственного объекта текущему и перспективному развитию традиционных отраслей экономики и народных промыслов. В результате функционирования хорошо продуманной, законодательно обеспеченной системы охраны окружающей среды она не требует крупных капиталовложений. Благодаря эффективной интеграции имеющихся материальных, финансовых и других ресурсов она обеспечивает высокую степень защиты природы от разливов нефти и других антропогенных воздействий при минимальных бюджетных затрат. Резко стоит проблема в Норвегии сохранение лесов и земель, которые страдают от кислотных дождей, приносимые сюда ветрами из Великобритании и Германии. 49].
Таким образом, эффективность работы представительной власти по определению направлений ресурсной политики в значительной мере связана с тем, что отраслевые проблемы, имеющие общественное значение, решаются комплексно, с тщательным учетом интересов всех заинтересованных субъектов. Именно в этом случае удается избежать односторонних ведомственных решений. Ресурсная политика государства прорабатывается весьма тщательно на всех уровнях управления и окончательно формулируется стортингом. Такой подход позволяет привлекать к выработке важных государственных решений интеллектуальный потенциал практически всей страны [49].
Так Норвегия, сохраняя сырьевое направление в экономике, как производители рыбы, леса, руды, нефти и газа, обеспечивают свое благосостояние едва ли не в большей степени благодаря современным отраслям, дающим высококачественный готовый продукт — машиностроение, высоким технологиям, разнообразным услугам.