Архитектура СССР 1930-1950-х гг
Все архитекторы проверялись на лояльность к власти, вместе с тем проводилась обширная работа по закреплению идеологии в умах граждан в целом и деятелей искусства в особенности. Неоклассицизм начинался с проектов строительства уникальных единичных зданий, таких, например, как Дворец Советов СССР, но нашел свое воплощение и в массовом строительстве. Неоклассицизм создал иерархию форм, позволившую… Читать ещё >
Архитектура СССР 1930-1950-х гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Формирование тоталитарного режима началось с переосмысления и новой трактовки марксистских догматов. Уничтожив оппозицию внутри партии, Сталин стал единственным «вождем». Началось введение в повседневную жизнь обывателя всесторонней пропаганды. Кроме того, пропаганда, часто выдавая желаемое за действительное, использовалась и для подтверждения успехов, достигнутых страной в своем развитии. В качестве одного из показателей мощи и процветания страны использовалась архитектура, точнее, вырабатывался новый стиль советского зодчества.
Утопичность советской архитектуры заключалась в воздействии на массовое сознание программами, которые были не результатом искреннего убеждения их создателей, но следствием учета ожиданий и предпочтений власти.
Архитектура являлась как бы декорациями, некое общее звено между виртуальной реальностью и жизнью. Советское общество создавало для себя определенным образом оформленную материальную среду, в которой функционировало.
Архитектура — одно из наиболее понятных и одновременно наиболее сложных искусств. Архитектура неоклассицизма понятна как колхознице и трактористу, так и академику, только прочитают они в ней разные смыслы. Не нужно иметь специального образования, чтобы восторгаться и даже вынести какой-либо урок из представленного великолепия. Но нужно прочувствовать на себе реалии эпохи, чтобы эффект, заложенный автором, достиг наивысшей точки. Существовали конкретные проблемы, которые необходимо было решить при помощи искусства.
Основываясь на этом методе выбора «прогрессивного» вида искусства, можно сказать, что архитектура в СССР решала первоочередную задачу. В качестве этой задачи была пропаганда правильного курса партии, демонстрация процветания и изобилия в стране, а также спокойствие и благополучие. Ведь наиболее яркие постройки в стиле сталинского ампира — семь московских высоток — были воздвигнуты в послевоенное время. Формальные черты стиля в массовой застройке советских городов складывались также в конце 1940;х годов. Выбор архитектуры как приоритетного вида искусства в тоталитарном обществе Советского государства обосновывает С. И. Трунев — «воплощенная в конкретном человеческом теле идея нового Человека порождает скульптурное произведение, а воплощенная в конкретно-исторической реальности идея нового Мира порождает архитектурное сооружение, тоталитарные культуры нашли наиболее полное свое выражение именно в этих видах искусства»
Формирование стиля в рамках приоритетного направления государственной культуры ведет к проникновению его во все сферы жизни общества. В свою очередь, стиль сталинской архитектуры был призван утвердить в культуре новые «советские» элементы, закрепив их в сознании общества, то есть создать и закрепить новый образ мышления — «советский». В качестве этих элементов можно рассматривать и стереотипы поведения, жизненные и целевые установки личностного развития каждого «советского гражданина», веру в лучшее будущее, процветание своей страны, необходимость подвига для решения поставленных задач, преобладание государственных и общественных целей и интересов над личными нуждами. Все это закладывалось в сознание постепенно, средствами массовой информации, публицистической и художественной литературой, музыкой и живописью, архитектура же стала зримым воплощением уже достигнутых рубежей и подвигала к преодолению новых.
Архитектурная практика в культуре подкреплена практикой ремифологизации (стратегия интерпретации мифа как значимого, автономного, ценного опыта и универсального культурного принципа), являющейся по отношению к ней внутренней, однако определяющей ее характер. Именно в ходе революции разрушается система мифов, оправдывавших монархический строй, затем путем активной пропаганды старая мифологическая система продолжает критиковаться и в дальнейшем происходит полное отречение от старой системы ценностей. Однако начинает создаваться новая система мифов, поддерживающая и объясняющая новый режим, при этом происходит некий возврат к ценностям. И от полного отрицания, которое главенствовало при В. И. Ленине, происходит переход к ремифологизации при И. В. Сталине. Эти процессы находят свое выражение в первую очередь в художественной культуре. Наиболее оперативно откликается на эти изменения литература. Фольклор создается новый, советский, появляются различные поговорки, листовки, лозунги. Далее создаются более объемные и сложные произведения. Слово наиболее быстро и легко усваивает новшества и начинает проецировать их в общество. Следом отзывается живопись. Создаются новые образы, в чем-то корректируются, подгоняются под советские реалии. Свое монументальное закрепление новые образы находят в архитектурных творениях. Сложившись стиль распространяет свое влияние с уникальных объектов на массовую застройку.
Острота выразительных приемов, новаторская яркость сменяется каноничностью. Происходит временное запаздывание стилей в провинциальных городах и регионах, нередкое наложение разной стилистики. Сталинский неоклассицизм не стал исключением. Кроме того, в этом стиле (возможно, в большей мере, чем в других) видна четкая иерархия — «столица — провинция». А зданиям, близко подобным, например, знаменитым московским высоткам, не суждено было появиться даже в Санкт-Петербурге (Ленинграде), не то что в провинциальных городах. Однако широко распространенная массовая застройка проводилась часто по одним и тем же типовым проектам как в столице, так и в регионах. Массовая застройка кварталов советского периода характеризуется комплексностью (возводимые сооружения составляли единый функциональный комплекс — жилые дома, больницы, школы и т. д.), в то время как реконструкция, например, центральных улиц городов, создание университетских городков, административных центров — ансамбльностью (наибольшее значение придавалось единому стилевому и структурному оформлению, хотя и функциональная составляющая не оставалась без внимания). Формирование государственного стиля проходило на основе имеющегося художественного наследия.
После ликвидации множества архитектурных творческих кружков и создания единого Союза архитекторов (который значительно проще в управлении и воздействии, нежели масса разобщенных мастерских) пришли к необходимости ликвидации «буржуазных, капиталистических» стилей и выработке единственно верного — советского. Восприятие традиции происходило в процессе решения художественных задач, поставленных эпохой. С приходом к власти И. В. Сталина задачи, поставленные эпохой, корректировались и конкретизировались в сравнении с «ленинскими». Строительство коммунизма стало светлой перспективой будущего, неким культовым элементом, высшим состоянием, к которому необходимо стремиться. На решение этих задач и был направлен государственный стиль в искусстве. Выбор опорного стиля, подходящего архитектурного наследия осуществлялся очень осторожно. Огромную роль в этом процессе сыграли многочисленные творческие конкурсы архитекторов, и главный из них — конкурс на проект строительства Дворца Советов СССР.
Переломным моментом в стилевой переориентации можно считать 1933 г., когда прошла творческая дискуссия Союза советских архитекторов. На этом мероприятии архитекторам задавалось направление деятельности. В качестве ориентиров для дальнейшего творчества архитекторам был предложен ряд построек, признанных идеологически безопасными. Подавляющее большинство построек относилось к классицизму. Кроме того, прозвучала официальная критика конструктивизма и функционализма, по сути, они были запрещены.
Теперь для нового советского общества разрабатываются и новые архитектурные формы. В планировке городов большое внимание уделяется местам массового досуга — площадям, магистралям, набережным, проспектам. Эти пространства необходимы власти для проведения широкой пропаганды и поддержания внимания граждан. Проведение демонстраций, всенародных праздников является неотъемлемой атрибутикой власти, способом пропаганды государственной идеологии. Из малых форм преобладают обелиски, популярностью пользуются такие общественные здания, как клубы, дворцы пионеров, кинотеатры. Большое внимание уделяется озеленению и созданию парков. Можно заключить, что становление стиля шло под жестким государственным контролем. Стиль изначально вписывался в рамки господствующей идеологической концепции, все попытки отступления от нее незамедлительно пресекались.
Все архитекторы проверялись на лояльность к власти, вместе с тем проводилась обширная работа по закреплению идеологии в умах граждан в целом и деятелей искусства в особенности. Неоклассицизм начинался с проектов строительства уникальных единичных зданий, таких, например, как Дворец Советов СССР, но нашел свое воплощение и в массовом строительстве. Неоклассицизм создал иерархию форм, позволившую подчинить его нормам любые сооружения, отражая при этом место каждого в социальной структуре. Между единичными пафосными столичными постройками и массовым жилищным провинциальным строительством существовали огромная пропасть, строгая пространственная структуризация, иерархическое распределение уровня построек. Существовал централизованный контроль строительства. Проекты, как правило, утверждались в Москве, механизм согласования был тщательно отлажен. Советский Союз представлял собой систему, а в ней у всего должно быть свое место. Однако часто чрезмерная бумажная работа существенно отдаляла сроки воплощения градостроительных планов, многие из них так и остались на бумаге. Безоглядный поиск «нового» приводил архитекторов к вечным и неизменяемым первоосновам архитектуры, поскольку они несут всеобщие ценности, одинаково пригодные и для революционного пролетариата, и для государства нового типа.
Старое сводилось к наработанным схемам — способу декорирования фасада, созданию образа пилонов и колонн, карниза, использованию пропорциональности и соподчинения, воплощению идеи симметрии. Сами по себе эти приемы вечны, их невозможно отменить в ходе пролетарской революции. Все «новое» в этот период выражается через «очищение», проявляющееся чертами почти первобытной архаики, или через схематизацию путем привнесения в классику технических деталей и острых композиционных решений. Это, в конечном счете, приводило к сильному влиянию элементов рационалистической архитектуры на неоклассические постройки. В результате в зданиях этого периода можно одновременно наблюдать два противоположных процесса, сливающихся в одной классической традиции: в одном и том же фасаде возникают классические формы и стеклянные поверхности, угловые композиции и другие детали, пришедшие из архитектуры авангарда. В итоге «советская культура» воплотила в себе взаимоотношения и взаимодействие трех субъектов культурной жизни — власти, художников и аудитории. Каждый в этом взаимодействии преследовал свои цели. Власть пыталась поставить культуру себе на службу. Художники, убедившись, что свободное (противоречащее требованиям властей) творчество в советском обществе невозможно, либо замолчали, либо уехали, либо решили служить Отечеству (партии), народу. Народ жадно вбирал все новое, чего ему недоставало при старом режиме. «Стать культурным» было одной из важных жизненных целей каждого советского гражданина.
Вывод: Идеологическая подоплека искусства формировалась и теоретизировалась в рамках партийной идеологии, а внедрялась при помощи системы образования, неотъемлемым воспитательным элементом которой было искусство. Наиболее точно характер власти отражала архитектура, ставшая приоритетным видом искусства. Влияние власти на все виды творчества подчиняло его государственным интересам. В свете этих интересов и формировался официальный стиль.