Основания: виды и меры административной ответственности
Перечень объектов, на которые посягают административные проступки, дан в ст. 10 КоАП РСФСР. Это: посягательство на общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления. Охрана этих отношений обеспечивается нормами различных отраслей права, в том числе и Земельного. Следовательно, нарушение норм различных отраслей права, а не только… Читать ещё >
Основания: виды и меры административной ответственности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основания ответственности — это такая правовая категория, которая неразрывно ввязана с обоснованием объективного права (и обязанности) государства на установление и применение ее мер, с одной стороны, и с обоснованием субъективной (и в то же время объективной) обязанности виновных в правонарушения отвечать за свои противоправные деяния — с другой.
Различаются нормативные основания ответственности, к которым относятся нормативные акты — законы и т. д. И фактические основания ответственности.
Социально — юридическое значение нормативных оснований в том, что ими конкретно указывается на чем ответственность базируется, чем она предусматривается, что является источником ее возможного и действительного применения.
Чтобы ответственность стала правовой действительностью, необходим сложный состав юридических фактов, на основе которых она и возникает как правоотношение. В своей совокупности эти факты могут быть названы фактическими основаниями правовой ответственности.
Со стороны виновного в правонарушении таким юридическим фактом, способным повлечь возникновение для отрицательных последствий, будет наличие в его действиях состава правонарушения. Эта группа фактических оснований, относящаяся к характеристике состава правонарушения, подчеркивает субъективный момент ее содержания. Их значение в том, что ими четко указывается, за что ответственность наступает.
Другая группа фактических оснований ответственности прежде всего включает в себя те индивидуальные или правообеспечительные акты (постановления, решения и т. д.) на основе которых она возникает реально осуществляется. Эти акты подчеркивают объективную сторону ответственности т. е. То, что без соответствующий реакции государства и его органов она возникнуть не может. Важность тих актов заключается в том, что они указывают, на основе чего ответственность применяется, возникает и окончательно оформляется в конкретных правоотношениях.
КоАП РСФСР в ст. 10 так определяет основание административной ответственности административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
В юридической литературе до настоящего времени нет единства взглядов на определение административного проступка. Наиболее спорным является вопрос о том, присуща ли административным проступкам общественная опасность или нет. Этот вопрос имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение, так как от его решения в конечном счете зависит правильность квалификации конкретного правонарушения и применения к нарушителю наказания.
Некоторые юристы, как А. Е. Лунев и. А. Галаган и другие, считают, что общественная опасность — неотъемлемое со одержание административного проступка. Другие Д. Н. Бахрах, полагают, что административные проступки являются не общественно — опасными административных проступков в качестве доказательства используют нормы уголовного законодательства, где указано, что преступлением считается «виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим (Уголовным) Кодексом под угрозой наказания».
Не является преступлением действие (бездействие) хотя формально и содержащие признаки какого — либо деяния предусмотренного Уголовным Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу и государству.
Как мне кажется из данной статьи УК РФ следует вывод, о том что все иные правонарушения, кроме преступлений — не общественно опасны. Если действия не содержат общественной опасности, то за них вообще не должна наступать юридическая ответственность. Кроме того анализ ст. 1 и 10 КоАП РСФСР позволяет сделать вывод о том, то законодатель исходит из того, что общественная ответственность присуща административным правонарушениям. На мой взгляд, вряд ли деяния, перечисленные в ст. 10 КоАП РСФСР, можно считать лишенными общественной опасности (посягательства на государственных или общественный порядок, права и свободы граждан, на установленный порядок управления) Из всего вышеизложенного очевиден следующий вывод, сто общественная опасность хотя о ней прямо не сказано в ст. 10 КоАП РСФСР обязательно присуща деяниям, называемым административными правонарушениями (проступками) является их материальным содержанием. Степень же общественной опасности позволяет квалифицировать одни деяния как преступления, а другие — как административные правонарушения.
Но в таком случае встает вопрос о критериях и методах определения степени общественной опасности и признаках административного проступка. Современная юридическая наука не предлагает таких критериев, однако многие авторы отмечают предлагает таких критериев, однако многие авторы отмечают необходимость отыскания таких критериев, но конкретных предложений не делает никто. Что же касается признаков, характеризующих административные проступки, то они следующие.
- 1 определенная степень общественной опасности
- 2 административная противоправность
- 3 административная наказуемость
- 4 размер причиненного административным проступком ущерба
- 5 отсутствие тяжелых последствий.
В юридической научной (советской и российской) Литературе общепринятым является рассмотрение административной ответственности как целостной правовой категории, единого института без классификации ее на отдельные виды. Такая классификация должна проводиться для нужд сугубо практических, в целях:
- 1 правильного определения круга ее субъектов
- 2 правильного понимания особенностей оснований ее возникновения для различных субъектов
- 3 четкого представления объема (в пределах, мере) ответственности ее субъектов
- 4 более точного понимания особенностей правового регулирования административной ответственности различных ее субъектов и совершенствования в связи с этим соответствующих административноправовых норм.
Различные виды административной ответственности отграничиваются друг от друга по следующим классификационным признакам:
- 1 субъективный состав видов ответственности
- 2 нормативные и фактические основания видов административной ответственности
- 3 меры ответственности.
В соответствии с названными критериями административная ответственность подразделяется на административную ответственность граждан, административную ответственность должностных лиц и административную ответственность юридических лиц.
Перечень объектов, на которые посягают административные проступки, дан в ст. 10 КоАП РСФСР. Это: посягательство на общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления. Охрана этих отношений обеспечивается нормами различных отраслей права, в том числе и Земельного. Следовательно, нарушение норм различных отраслей права, а не только административного, как считают некоторые ученые, может явиться административным проступком.