Формирование плана и программы аудита организации бухгалтерского учета
В процессе решения задач аудиторами изучается график документооборота, и они устанавливают: порядок оформления первичных документов и сроки их сдачи в бухгалтерию, состав форм внутренней отчетности и порядок их составления и предоставления, применяются ли типовые формы первичных документов, уместно ли использование нетиповых форм. Основываясь на сложившийся на предприятии документооборот нужно… Читать ещё >
Формирование плана и программы аудита организации бухгалтерского учета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
При формировании плана и программы аудиторы должны основываться на требования Стандарта № 3 «Планирование аудита», Стандарт № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности», Стандарт № 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица», Стандарт № 12 «Согласование условий на проведение аудита».
Составление плана аудита организации бухгалтерского учета основано на предварительном анализе деятельности клиента и на результатах аудиторских работ по оценке системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
Схема планирования аудита, которая составлена на основании российских стандартов аудиторской деятельности, состоит из следующих стадий:
- * предварительное планирование;
- * изучение системы бухгалтерского учета;
- *оценка системы внутреннего контроля;
- * определение уровня существенности;
- * построение аудиторской выборки;
- * подготовка общего плана и программы аудита.
После принятия во внимание аудиторского риска и существенности, оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, анализа деятельности аудируемого лица, аудитором составляется общий план аудита. Общий план определяет поэтапную последовательность действий аудитора, т. е. по каким направлениям и с какой интенсивностью аудитор будет проводить проверку.
При разработке плана аудита организации бухгалтерского учета необходимо учитывать:
- — общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность предприятия;
- — особенности деятельности предприятия, его финансовое состояние, требования к финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности;
- — общий уровень компетентности руководства;
- — учетную политику, принятую предприятием, и ее изменения;
- — влияние нормативно-правовых актов на организацию бухгалтерского учета;
- — ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля;
- — существование подразделения внутреннего аудита и возможное влияние результатов его работы на процедуры внешнего аудита и т. д.
При аудите системы бухгалтерского учета необходимо проверять:
- — имеются ли должностные инструкции на каждого работника бухгалтерии;
- — есть ли график работ всех подразделений бухгалтерии с указанием сроков выполнения работ;
- — назначены ли приказом материально-ответственные лица и заключены ли с ними договоры о полной индивидуальной и материальной ответственности;
- — соответствие методических вопросов учетной политики действующему законодательству;
- — соблюдается ли в течение отчетного года принятая учетная политика отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации;
- — полноту отражения в учете за отчетный период (месяц, квартал, год) всех хозяйственных операций, осуществленных в этот период;
- — проведена ли инвентаризация имущества и обязательств, правильно ли оформлены ее результаты;
- — правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;
- — наличие приказа об учетной политике и ее соответствие действующему законодательству и специфике деятельности предприятия;
- — применяемую форму бухгалтерского учета, ее соответствие форме учета, утвержденной в установленном порядке;
- — соответствие структуры и штата бухгалтерии объему совершаемых операций.
Согласно ФЗ «О бухгалтерском учете» руководители организации в зависимости от объема учетной работы: учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, которое возглавляется главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии или бухгалтеру-специалисту; вести бухгалтерский учет самостоятельно.
Объем учетной работы на конкретном предприятии определяется рядом факторов: составом задач, которые ставит руководство перед учетными работниками; количеством, разнообразием и сложностью регистрируемых хозяйственных операций; уровнем компьютеризации учетного процесса и др.
При проведении проверки аудиторы, полагаясь на изучение Положения о бухгалтерской службе, должностных инструкций, устных опросов главного бухгалтера и работников службы, выясняют ее организационную структуру, распределение обязанностей, сложность выполняемых работ, уровень квалификации учетного персонала.
Форма бухгалтерского учета выбирается предприятием самостоятельно. Основными факторами, которые влияют на такой выбор, являются объем обрабатываемой информации, численность работников предприятия, уровень квалификации учетного персонала, уровень применения компьютерных технологий.
Соотнесение фактической организационно-правовой структуры бухгалтерии с оптимальной и проведение анализа применяемой формы бухгалтерского учета дает возможность аудиторам сделать вывод о том, насколько структура бухгалтерии и форма бухгалтерского учета соответствуют условиям предприятия и его управления и обеспечивают полноту, своевременность и экономичность обработки учетной информации.
В процессе решения задач аудиторами изучается график документооборота, и они устанавливают: порядок оформления первичных документов и сроки их сдачи в бухгалтерию, состав форм внутренней отчетности и порядок их составления и предоставления, применяются ли типовые формы первичных документов, уместно ли использование нетиповых форм. Основываясь на сложившийся на предприятии документооборот нужно определить обеспеченность структурных подразделений бланками первичных документов, реальные сроки их подготовки и сдачи в бухгалтерию, содержание первичных документов, структура форм внутренней отчетности.