Введение.
Деятельность революционного народничества
Народничество в России — «это целое миросозерцание… Громадная полоса общественной мысли» Ленин В. И., Тетради по аграрному вопросу. 1900—1916, 1969, с. 21. Оно оказало влияние на развитие литературы (Н.А. Некрасов, Г. И. Успенский, Н. Н. Златовратский и др.), живописи (передвижники), музыки (композиторы «Могучей кучки»), историографии (В.И. Семевский, А. Я. Ефименко и др.), экономической науки… Читать ещё >
Введение. Деятельность революционного народничества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Народничество как идеология российского освободительного движения господствовало не только в 70-е, но и в 60-е и даже в 80-е годы. Однако временем исчерпывающего выражения и расцвета народничества была, несомненно, эпоха 70-х годов — точнее, с конца 60-х по начало 80-х, включая «старую» (1879−1882) «Народную волю». Эта «революционнейшая из эпох в жизни русской интеллигенции» давно обрела и сохраняет доныне самостоятельный научный интерес — по совокупности разных причин.
Во-первых, идейные основы народничества, заложенные на рубеже 50−60-х годов А. И. Герценом и Н. Г. Чернышевским, оставались и в 70-е годы знаменем освободительной борьбы, причем они дополнялись и уточнялись, сообразно с требованиями времени. Поэтому изучать теорию народничества всего удобнее на примере 70-х годов с экскурсом в 60-е годы к Герцену и Чернышевскому.
Народничество, идеология и движение разночинной интеллигенции, господствовавшие на буржуазно-демократическом этапе освободительной борьбы в России (1861—1895) и отражавшие интересы крестьянской демократии. Соединяя радикальную буржуазно-демократическую антифеодальную программу с идеями утопического социализма, народничество одновременно выступало и против пережитков крепостничества, и против буржуазного развития страны. С момента зарождения в народничестве наметились две тенденции — революционная и либеральная. В 60—80-х гг. революционные народники разными путями стремились к крестьянской революции. С середины 1880-х гг. либеральное народничество, ранее не игравшее существенной роли, стало господствующим направлением. Народничество исчерпало, свою революционность и было идейно разгромлено марксизмом. С начала пролетарского этапа ведущая роль в освободительном движении перешла к рабочему классу во главе с марксистско-ленинской партией Левин Ш. М., Общественное движение в России в 60—70-е гг. XIX в., М., 1958. В движении народничества участвовали представители многих национальностей России, ее своеобразно преломлялась в условиях различных национальных районов страны.
Народничество в России — «это целое миросозерцание… Громадная полоса общественной мысли» Ленин В. И., Тетради по аграрному вопросу. 1900—1916, 1969, с. 21. Оно оказало влияние на развитие литературы (Н.А. Некрасов, Г. И. Успенский, Н. Н. Златовратский и др.), живописи (передвижники), музыки (композиторы «Могучей кучки»), историографии (В.И. Семевский, А. Я. Ефименко и др.), экономической науки (земская статистика) и др.