Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Региональный конфликт: структура, динамика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На региональный конфликт распространяются общие характеристики любых социальных конфликтов. В то же время региональный конфликт представляет собой особую форму взаимодействия специфических акторов — региональных субъектов, поскольку именно они являются в той или иной степени выразителями региональных интересов. Безусловно, политическая сфера более всего передает остроту противостояния, поэтому… Читать ещё >

Региональный конфликт: структура, динамика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Региональный конфликт представляет собой столкновение, борьбу противоположных целей и интересов. Оппонентами в этой борьбе выступают региональные субъекты, а предметом самого конфликта являются региональные ресурсы (политические, экономические, территориальные, коммуникационные). Поэтому даже те противостояния, которые выходят за границы регионального пространства, но имеют своим предметом какой-либо региональный атрибут, носят региональный характер. Данное положение относится к межтерриториальным и центрально-региональным конфликтам, поскольку в их рамках дискутируются вопросы статуса территорий, законодательной компетенции, политических прав и возможностей.

На региональный конфликт распространяются общие характеристики любых социальных конфликтов. В то же время региональный конфликт представляет собой особую форму взаимодействия специфических акторов — региональных субъектов, поскольку именно они являются в той или иной степени выразителями региональных интересов. Безусловно, политическая сфера более всего передает остроту противостояния, поэтому региональные конфликты часто имеют форму политических претензий. С другой стороны, существует неявная экономическая подоплека региональных противостояний. Одним из примеров этого является движение «Лига Севера» в Италии, программаминимум которого предусматривает переход страны к федерализму, программа-максимум — создание «трех Италий». В основе идеологии этого движения лежат претензии богатой северной части Италии к ее «бедному» югу.

Система конфликтообразующих факторов чрезвычайно сложна. Тем не менее обширный эмпирический и аналитический материал позволяет выявить наличие ряда универсальных конфликтогенных причин в региональном взаимодействии.

Основу социальных конфликтов составляет региональный интерес.

Сегодня государство перестает быть решающим и самым могущественным действующим лицом в общественных процессах (прежде всего в вопросах распределения различных средств), даже на собственной территории. Там функционируют и многие другие акторы, лишь до известной степени контролируемые государством. Этими акторами являются хозяйственные, социальные и политические субъекты как общенационального, так и регионального уровня. Они конкурируют между собой, и их интересы, как правило, редко сливаются в то, что называют «национальными интересами».

Подобно другим динамичным явлениям, национальные и региональные интересы сосуществуют, совмещаются, накладываются друг на друга или противоборствуют, разделяя одни и те же социальные группы в пределах общей территории.

Региональный интерес определяется целой системой факторов: социально-экономических, политических, социокультурных, носящих объективный характер. Его формирование — процесс чрезвычайно сложный, в нем переплетаются, взаимодействуют, противоборствуют частные специфические интересы различных общественных групп. В структуру регионального интереса входят:

  • • интересы различных социальных групп (профессиональных, демографических, конфессиональных), проживающих на данной территории;
  • • интересы местных политических группировок, которые в принципе должны представлять на соответствующем уровне пожелания широких групп населения;
  • • интересы региональной элиты, взявшей под контроль властные ресурсы и стремящейся институционализировать свои отношения с центром;
  • • интересы регионального лидера и его команды, которые вполне могут вступать в противоречие с потребностями населения.

Объективно интерес конфликтогенен, так как формируется в соответствии с вызреванием противоречий между потребностями индивидов и социальных групп и существующими общественными отношениями. Описывая эту сложную картину, известный американский исследователь Ф. Шмиттер отмечает: «Сегодня сущностное содержание конфликта интересов… определяется уже не столько классовыми расколами, сколько широкой палитрой дискретных интересов: этнические проблемы, защита прав потребителей, экология и др., причем каждый из этих интересов представляет особое движение»[1].

Проблема заключается в определении того, кем этот интерес выражается и какова степень представленности интересов различных социальных групп.

Содержание регионального интереса неоднородно, он дифференцируется в зависимости от структуры хозяйства территорий, преобладания тех или иных видов деятельности, а также объема и качества ресурсов, находящихся в руках элитных групп. Ядро регионального интереса, в котором «переплавляются» потребности различных социально-территориальных групп, составляют притязания политических и экономических элит региона. Именно эти притязания доминируют над другими составляющими регионального интереса (в России это проявляется особенно явно). Региональные элиты при поддержке общественности выступают за повышение экономической самостоятельности своих территорий, полагая, что дополнительные полномочия позволят решить насущные проблемы и сохранить автономность собственного положения.

Доступ к распоряжению собственностью и финансовыми потоками в результате суверенизации и обретения экономической самостоятельности регионом открывает новые возможности, в первую очередь для управляющего слоя. В результате сформировавшиеся материальные интересы элит выражаются в политических приоритетах и стратегиях развития.

Конфликтогенные факторы — это экстраполяция наиболее общих причин на конкретные социально-политические и экономические условия. Факторами, провоцирующими региональные конфликты, могут стать:

  • • природные ресурсы: территория, запасы энергетических и стратегических минеральных ископаемых, воды, леса (особенно в странах Южной Америки и Юго-Восточной Азии) и др.;
  • • социально-демографические процессы: массовые миграции, приводящие к появлению социальной категории беженцев. Эти противостояния могут иметь форму преследований по политическим, этническим мотивам, войн и пр.;
  • • экологические проблемы: катастрофы с ядерными реакторами, захватывающие разные регионы; разлив нефти и угроза заражения различных территорий; появление новых видов болезней, угрожающих человечеству, и т. д.;
  • • ценностно-идеологические причины: транснациональная активность некоторых религиозных идеологий;
  • • нестабильность социально-политической ситуации (слабость власти), криминальность обстановки, в ряде случаев ведущая к терроризму: так, по сведениям Национального управления планирования Колумбии, в стране насчитывается более 10 тыс. партизан, живущих в горах и на подпольных базах и объединенных в различные организации: Революционные вооруженные силы Колумбии, Армия национального спасения, Народная армия освобождения. Именно эти группы, охраняя интересы наркобизнеса, подрывают стабильность и поступательное развитие страны.

В нынешних условиях проблема «какие интересы реализует власть?» трансформируется в вопрос «кто за кем стоит?» Анализируя региональные и территориальные движения в странах Запада, ученые-регионоведы отмечают, что, помимо различий, эти движения имеют ряд сходств:

  • • ставят под сомнение национальное государство как унитарную и централизующую целостность;
  • • выступают за сохранение различий и права на участие в управлении общественной системой, соответствующей мультикультурной модели групп и территорий;

• выражают потребность в ускоренном социоэкономическом и культурном развитии на основе более широкой территориальной демократии и управления ресурсами на благо индивида, а не во имя неопределенной эффективности как самоцели[2].

Региональные движения можно разделить на три группы.

  • 1. Сепаратисты — те, кто подвергает сомнению легитимность господствующей политической системы, подчиняющей себе все сферы деятельности государства. Сепаратизм порожден чувством противопоставления своего региона другим или стране в целом. Он может иметь разновидности:
    • • по цели — речь идет о перераспределении богатства (поровну или преимущественно себе), об автономии (всем или себе), наконец, об отделении (сепаратисты требуют права создать в своем регионе суверенное государство, например баски в Испании, или же присоединить регион к другому государству);
    • • по характеру причин — «мифологический» (причины носят иррациональный характер), «замещенный» (подмена истинных причин демагогическими лозунгами) и «оправданный» (базируется на реальных причинах);
    • • по адресу — безадресный (общее недовольство своим положением, как это было во всех республиках СССР перед его распадом), односторонний (против конкретного региона, но без ответа с его стороны, например недовольство привилегиями Москвы), обоюдный (взаимная «нелюбовь»).

Важно понимать причины перехода регионализма к крайней форме — требованию сецессии (отделения). К таким причинам относятся:

  • • коренные, которые могут быть как культурными (противостояние «мы — они», непонимание чужих культурных кодов, раздражающие стереотипы поведения и мышления «чужаков»), так и социально-экономическими (разные способы производства, разная специализация, территориальный разрыв производства и управления, контраст уровней благосостояния);
  • • текущие — экономический упадок в стране, притом территориально неравномерный, культурный шок из-за слишком быстрых перемен, иногда региональный популизм лидеров, играющих на эмоциях населения.
  • 2. Федералисты — рассматривают территорию всего государства и отдельных его частей (наднациональные территории) как различные уровни одной системы. Каждый уровень играет самостоятельную роль в процессе принятия политических решений. Задачи и компетенция, которые нельзя однозначно отнести к тому или иному уровню, должны решаться и распределяться на основе консенсуса. Важнейший принцип существования такой системы — принцип субсидиарности.

3. Автономисты — выступают против унитарного представления о «единстве» и «неделимости» современных государств, не призывая, однако, к сепаратизму или федерализму. Интересы своего региона, ограниченного определенной территорией, они выделяют как самостоятельное политическое измерение.

Специфика территориальных движений заключается в том, что они непосредственно связаны с решением тех социальных проблем, которые возникают на данной локальной территории, — это могут быть вопросы охраны окружающей среды, защиты прав этнического меньшинства, проживающего на данном территориальном пространстве, проблемы благоустройства и т. д. Отсюда территориальные движения включают в свой состав самые разнообразные организации локального уровня — женские, молодежные, экологические и др.

Для территориальных движений характерны следующие черты:

  • • специфическая социальная база — в этих движениях участвуют представители всех социально-демографических групп. Все большую активность проявляют женщины, домохозяйки, а также ранее пассивные категории — священнослужители, военные;
  • • проблематика — первоочередными являются проблемы выживания и отчуждения человека в обществе. Это экологические, антивоенные и другие движения. Лозунг экологистов сегодня: «Думать глобально, действовать локально»;
  • • принципы организации — в отличие от традиционных общественно-политических институтов, учреждаемых «сверху», рассматриваемые движения формируются «снизу». Их инициативы носят характер поиска и предполагают личное и добровольное участие. Важнейшим принципом считается принцип «базисной демократии», в основе которого лежат автономность и децентрализация общественных структур, постоянный контроль за должностными и выборными лицами со стороны рядовых участников и возможность смены руководства любого уровня в любое время. Кроме того, в организационной структуре большую роль играет принцип «надпартийности». Территориальные движения не стремятся превращаться в очередную партию, подчеркивая свой неполитический характер;
  • • поиск новых форм, стиля, образа жизни, что находит выражение в многообразных альтернативных официальных проектах, группах самопомощи, сельских и городских коммунах.

Большую роль начинает играть так называемое коммунитарное движение, оформившееся в начале 1990;х гг. в США. Считая общепринятую биполярную модель «индивидуализм — коллективизм» упрощенной, коммунитарии дополняют ее понятием «коммунитаризм», которое противопоставляют и индивидуализму и коллективизму. Индивидуализм, по мнению коммунитариев, содержит угрозу анархии, торжества закона джунглей и общественного распада. Коллективизм оборачивается отрицанием уникальности личности и пренебрежением ее прав.

И то и другое ведет к тоталитаризму. Коммунитаризм призван уравновесить индивидуальные права и социальную ответственность. Поэтому коммунитаризм включает в себя:

  • 1) с одной стороны, добровольные микросоциальные сообщества (коммуны), базирующиеся на системах альтернативных ценностей, образа жизни, экономических и общественных отношений. Такие сообщества выполняют компенсаторно-охранительные для личности функции (особенно когда модернизация идет ускоренными темпами);
  • 2) с другой стороны, естественно складывающиеся сообщества — коммюнити (community), сельские и городские, — традиционную (в частности, для США) систему местного самоуправления. Через посредничество коммюнити рядовые граждане вовлекаются в общественно-политический процесс.

В рамках протекания социокультурных процессов 1990;х гг. все четче прослеживается тенденция к преодолению эгоцентризма, поиску общности путем расширения и углубления неформальных межличностных контактов. Эта тенденция реализуется в многообразных добровольных ассоциациях и сообществах. Примечательно, что все больше эта деятельность охватывает представителей среднего класса.

Новые городские коммуны представляют собой создаваемые на добровольной основе общежития для обеспеченных, расположенные в благоустроенных домах престижных кварталов больших городов. Члены коммуны, сохраняя нуклеарную семью, ведут совместное хозяйство, разделяют бытовые тяготы и досуг, сообща решают житейские проблемы. Лидеры здесь отсутствуют (на том основании, что они неизбежно подавляют индивидуальную свободу). Кроме того, вступив в коммуну, члены ее не разрывают прежних контактов. В отличие от своих предшественников 1960;х гг. (хиппи и др.), они сочетают деятельность в коммуне с работой и другими обязанностями вне ее. Таким образом, новые городские коммуны не «выпадают» из общества. Это еще один путь поиска новой социальности, в которой бы осуществилось гармоническое единство интересов индивида и социума.

Среди мотивов пребывания в коммуне на первое место ее члены ставят дружеские чувства, сочувствие и любовь, на последнее — материальные и бытовые преимущества совместного проживания. Обитатели коммунальных общежитий, в основном образованные профессионалы, по критериям доходов и разделяемых ценностей являются типичными представителями среднего класса. Однако они либеральнее, в большей степени озабочены проблемами экологии, здоровья и сохранения мира, чем большинство среднего класса.

Тенденция развития территориальных объединений ярко проявляется и в движении гражданских инициатив: различные альтернативные организации в сфере услуг (туристические бюро, спортивные организации, рестораны, пивные и т. д.), в области науки и культуры (информационные центры, газеты и журналы, научно-исследовательские институты, кинотеатры, школы, детские сады и т. д.), в сфере общественно-политической деятельности (разнообразные гражданские комитеты, политические группы, комитеты и группы помощи третьему миру и т. д.).

Только в США в таких альтернативных формированиях занято около 4 млн человек. В ФРГ насчитывается более 40 тыс. групп самопомощи, в которых участвуют примерно 1,5 млн человек.

Наконец, еще одной характерной чертой территориальных движений является разнообразие и необычность форм и методов социального протеста. Наряду с использованием традиционных митингов, демонстраций, забастовок эти движения пытаются найти такие формы, которые бы с помощью фантазии, юмора будили творческий потенциал участников, одновременно привлекая всеобщее внимание и препятствуя негативным тенденциям в социальной и других сферах. Это могут быть блокады судоходства на реках, «прогулки» на катерах и других небольших судах с забором проб воды и немедленной демонстрацией населению концентраций вредных веществ, применение яркой символики. Широко используются игровые и театрализованные формы протеста — публичные суды, трибуналы и т. д.

В основе новых форм и методов борьбы и выражения интересов населения лежит приоритет принципа ненасилия, что не исключает и насильственных методов. Известны случаи, когда члены антивоенных организаций, желая ускорить процесс перебазировки военного предприятия с территории их проживания, проникали в помещение этого предприятия и выводили из строя важные детали ракет, боеголовок. Однако, поскольку насилие порождает насилие, сегодня на платформе ненасилия стоят все территориальные движения. Формами ненасилия являются невыполнение официальных распоряжений, которые противоречат нравственным принципам (например, отказ от военной службы), меры, направленные на пресечение определенных действий (доставка грузов на военные базы и вывоз их с баз и пр.). Цель таких и им подобных акций — привлечь внимание населения к проблеме.

В целом региональные и территориальные движения выполняют следующие функции:

  • • представляют и защищают интересы граждан;
  • • способствуют решению отдельных социальных проблем;
  • • объединяют граждан, позволяя им обрести сторонников и единомышленников. С их помощью общество приобретает четкую структуру;
  • • оказывают влияние на формирование общественного мнения;
  • • обеспечивают тесную связь между государственными органами и гражданами.

Ныне все очевиднее становится приоритет политических притязаний в системе интересов бизнес-групп. Значимость экономических элитных групп связана с тем, что именно они (а точнее, частный бизнес) выступают в роли инициаторов импульсов развития. В России, правда, эта роль имеет иную специфику — здесь место групп-доминант, определяющих векторы движения, традиционно занимала политическая элита.

Типология региональных конфликтов чрезвычайно многообразна и зависит от тех факторов, которые закладываются в ее основания. В качестве одного из примеров можно привести следующую классификацию (табл. 8).

Таблица 8

Классификация региональных конфликтов.

Основания классификации

Типы региональных конфликтов

Причины

Масштаб.

Конфликты между государствами, коалициями государств, охватывающие огромные регионы и целые континенты (Европа, Ближний Восток, Юго-Восточная Азия и др.).

Противоречия в различных сферах социальной действительности по поводу экономических, политических и других ресурсов, территориальные претензии.

Конфликты между различными субъектами социального взаимодействия, охватывающие отдельные регионы страны, в том числе конфликты между центром и регионами (Россия, Великобритания, Испания, Югославия и др.).

Противоречия между притязаниями этнических групп или других субъектов конфликта и реальными возможностями государства по удовлетворению этих притязаний (этнические и клановые конфликты).

Особенности географического положения, а также типа и уровня развития общества.

Конфликты в Азии, Африке, Латинской Америке и др. Конфликты на постсоветском пространстве.

Противоречия в сфере национально-этнических традиций, а также противоречия, в основе которых лежат различия цивилизационных моделей развития.

Сфера проявления.

Экономические, политические, духовно-идеологические, военные.

Противоречия в соответствующих сферах социальной действительности.

Национальноэтнические особенности.

Этнические конфликты, чаще всего перерастающие в этнополитические религиозные конфликты.

Межрегиональные противоречия, национализм, религиозный экспансионизм.

В большинстве региональных конфликтов прослеживается сочетание нескольких видов, что значительно усложняет их разрешение.

Анализ состояния конфликтности регионального пространства проводится не только путем выявления и изучения противоборствующих сторон, причин, но и в процессе исследования уровней конфликтности. При первом приближении обычно выделяются два уровня: международный и внутригосударственный.

  • [1] Шмиттер, Ф. Неокорпоративизм // Полис. 1997. № 2. С. 20.
  • [2] См.: Petrella, R. Nationalist and Regionalist Movements in Western Europe // Nationswithout States: Ethnic Minorities in Western Europe / ed. by C. R. Foster. N. Y., 1980. P. 8—9.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой