Эпоха Б. Ельцина.
Превращение второе
Сосредоточив в результате политических схваток и побед 1989;1991 гг., в своих руках всю полноту власти в России, радикалы во главе с Б. Ельциным приступили к реализации своих планов. С конца 1991 — начала 1992 гг., были запущены три главные реформы: либерализация внутренней и внешней торговли, свободное ценообразование, массовая приватизация. В своей основе были воплощены в течении одного… Читать ещё >
Эпоха Б. Ельцина. Превращение второе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сосредоточив в результате политических схваток и побед 1989;1991 гг., в своих руках всю полноту власти в России, радикалы во главе с Б. Ельциным приступили к реализации своих планов. С конца 1991 — начала 1992 гг., были запущены три главные реформы: либерализация внутренней и внешней торговли, свободное ценообразование, массовая приватизация. В своей основе были воплощены в течении одного, «гайдаровского», года, а в последующий период, вплоть до ухода Ельцина в отставку в 1999 г., развивались с некоторыми, только изредка важными, корректировками, не менявшими сути дела. Среди политических реформ наиболее важное значение имели ликвидация советов и принятие новой конституции России в конце 1993 г.
«Ельцинский» период 1991;1999 гг., обладает очевидным внутренним единством, которое невозможно представить без политического лидерства первого лица государства.
Первая открытая схватка за власть между Советами в лице съезда народных депутатов и Президентом произошла на очередном, VII съезде народных депутатов, в декабре 1992 г.
2 декабря Хасбулатов обвинил правительство в провале реформ, спаде производства и обнищании населения. Он вынес на съезд новые поправки к Конституции, согласно которым правительство должно было быть подчинено Съезду, затем — Верховному Совету и лишь потом — Президенту. Съезд должен получить право утверждать не только председателя правительства, но и всех его заместителей, силовых и ключевых министров. В итоге исполнительная власть оказалась бы под полным контролем Советов.
В 1996 г., после того как Б. Ельцин был избран Президентом вторично, на высшие государственные посты были назначены «младореформаторы» (это определение, использовавшееся одними серьезно, другими — с иронией, вошло в обиход в том же году) А. Чубайс и Б. Немцов, твердо пообещавшие покончить с нечестными сделками при продаже госсобственности. В политической сфере самым первым заметным и остро конфликтным событием ельцинского периода стало длительное противоборство исполнительной и законодательной власти, завершившееся их вооруженной схваткой в конце сентября — начале октября 1993 г.
В российском обществе были высказаны самые различные, в том числе взаимоисключающие, оценки этих драматических событий. Победа президентской стороны закрепила те социальные и экономические и политические тенденции, которые укоренились в 1992;1993 года. Последовавшие ликвидации советов и принятие 12 декабря 1993 г., новой российской Конституцией означали легитимацию нового общественного строя. Конституция, подготовленная сторонниками президента, была достаточно противоречива, она включала моменты преемственности по отношению к принципам революции 1989;1991 гг., так и отход от них. Ее постулаты, провозглашавшие свободы слова, печати, политических партий, приоритет прав личности, разделение властей и ряд других, соответствовали критериям современной либеральной демократии. Вместе с тем, определенный Конституцией объем президентских полномочий, особенно в российских условиях и с учетом российской политической культуры, заключал реальную возможность произрастания и укоренения режима личной власти и авторитаризма. Согласно Конституции, Президент становился одновременно и главой государства, и главой правительства. Он сосредоточил в своих руках всю полноту исполнительной власти, кроме того, наделялся, существенными законодательными полномочиями. Так, Президент получил право отлагательного вето в отношении решений Федерального Собрания, а для преодоления президентского вето в каждой из палат при повторном голосовании необходимо было собрать не менее двух третей голосов. Вероятность отмены президентского вето при таком условии в большинстве случаев равнялось нулю. Российский Президент получил также право роспуска Государственной Думы в случае троекратного отклонения ею кандидатуры премьерминистра, предложенной президентом. В целом российская Конституция создавала государственную модель, в которой Президент пользовался самыми большими прерогативами в сравнении с главами государств других президентских республик.
После принятия конституции и до ухода Ельцина в отставку состоялись президентские выборы (1996 г.) и трижды (1993, 1995, 1999 гг.) выборы Федерального Собрания, проходившие на многопартийной основе и внешне соответствовавшие стандартам либеральной демократии.
В 1994;1996 гг., Произошло оформление политического режима, активным творцом которого был сам российский Президент. Среди всех ветвей власти как на федеральном, так и на региональном уровнях доминировала исполнительная власть. На федеральном уровне особое значение приобрел такой внеконституционный механизм, как Администрация Президента, которая возвысилась и над правительством, и над Федеральным Собранием. После выборов 1996 г., которые Ельцин выиграл при самой активной поддержке верхушки финансовой элиты («семибанковщина»), все более зримо проявилась еще одна черта режима — зависимость правительства и государства от крупного капитала, усиливавшееся попытки последнего «приватизировать» политическую власть. В 1996;1997 гг., журналисты и политологи заговорили о появлении в стране олигархов и олигархии, т. е., людей, присваивающих вслед за властью экономической и власть политическую. В 1997;1998 гг., достоянием общественности стало осуществление в России «семьи», в которую наряду с ближайшими родственниками российского президента входили самые влиятельные олигархи и которая, с точки зрения властных возможностей, стала российским институтом № 1.
Власть, таким образом становилась все более авторитарно, но и олигархической.
Новый режим сохранял все же определенную устойчивость вплоть до середины 1998 г., когда страна оказалась ввергнутой в глубочайший финансово — экономический кризис. Главным виновником кризиса явилась сама исполнительная власть.
Новым премьер-министром назначен С. Кириенко — молодой экономист и бизнесмен из Нижнего Новгорода. Дума утвердила его в должности лишь с третьего раза, в основном из опасений, что «непредсказуемый» Ельцин решит вновь разогнать Федеральное собрание. От правительства Черномырдина Кириенко досталось жуткое наследство: одни долги и проценты по долгам, съедавшие до трети государственного бюджета. Правительственная программа вовсе не была выполнена. Кризис все время углублялся, и банкротство государства было практически неизбежным. Перед Кириенко стояла задача — либо не допустить его, либо максимально смягчить последствия. В июне он выступил с предложением резко увеличить налоги, но не нашел поддержки Государственной думы.
Между тем положение в стране становилось критическим. В шахтерских регионах царили безработица и нищета, причем, денег не получали даже те, кто сохранил работу. Начались массовые акции протеста, заставившие вспомнить о шахтерских забастовках 1990 г.
16 августа 1998 г., С. Кириенко объявил, что Россия не в состоянии расплатиться по внешним долгам, признав, что экономика страны держалась на ничем не обеспеченных бумагах.
Рубль стремительно пошел вниз. Лопались крупнейшие и солиднейшие банки. Сильнейший удар был нанесен всему бизнесу России — от мелких торговцев до крупных предпринимателей. Между тем разорились не все банки. «Олигархи» вышли из кризиса без серьезных потерь, в выигрыше оказались и те отрасли промышленности, что ориентировались на внутренний рынок.
Опасаясь окончательно утратить контроль над ситуацией, Ельцин пошел на компромисс, предложив Думе в качестве премьера сторонника левоцентристских взглядов и «державника» Е. Примакова, долгое время занимавшего пост министра иностранных дел. Его кандидатура не встретила возражений, и 11 сентября Примаков стал премьер — министром.
Правительство Примакова было коалиционным. В него вошли такие фигуры, как Ю. Маслюков (бывший председатель Госплана СССР) — первый коммунист, пробившийся в кабинет с 1991 г., и либерал А. Шохин, возглавлявший думскую фракцию НДР.
Каких-либо радикальных политических перемен в экономической политике не последовало. Кабинет Примакова вел себя довольно пассивно, и в условиях тяжелейшего кризиса в основном вынужден был следовать мерам, предложенным Кириенко. К началу 1999 г., стабилизировался рост цен. Постепенно восстановилась банковская система. Между тем уровень жизни населения резко упал, вернувшись фактически к уровню 1992 года, разве что потребительский рынок не являл такой удручающей картины. Все же кабинету Примакова удавалось до поры сглаживать напряженность — во многом благодаря более жесткому внешнеполитическому курсу.
В обществе уже несколько лет завоевывали популярность великодержавные и националистические настроения. Примаков и сам был умеренным анти западником, и в середине 1990;х гг., возглавляемая им Служба внешней разведки регулярно делала достоянием гласности свои доклады по внешней политике, указывавшие, что главную опасность для России представляют страны Запада и, прежде всего, США. В итоге Россия вошла в конфронтацию с Западом, апофеозом которой стал эффективный, но чреватый непредсказуемыми последствиями рейд российских десантников в Приштину, где они взяли под контроль аэропорт.
К началу весны политическое положение в стране обострилось. Президент и его окружение были втянуты в конфликт с Советом Федераций из-за генерального прокурора Ю. Скуратова. Политические оппоненты, прежде всего, Б. Березовский, уличили того в неэтичном поведении, и президент вынужден был отправить его в отставку. Однако право назначения и смещения генерального прокурора входило в компетенцию Совета Федерации. Не дремали и политические экстремисты.4апреля у приемной ФСБ взрывается бомба, 22 июня взрыв произошел у ворот МВД.
К счастью, никто серьезно не пострадал. Как выяснилось позже, этими взрывами стояли левые радикалы. Все большую активность проявляли преступные группировки, причем следы многих преступлений вели фактически независимую Чечню.
12 мая Ельцин отправил Примакова в отставку. Его место занял Сергей Степашин, правительство которого с самого начала расценивалось как временное: все понимали что Ельцин ищет человека, способного составить конкуренцию Примакову на следующих выборах. В ответ депутаты Госдумы предприняли попытку отстранить Ельцина от должности, но, поскольку обвинения были юридически несостоятельны, все ограничилось только скандалом в средствах массовой информации.
Следствием явился острейший политический кризис, министерская чехарда, продолжавшаяся до осени 1999 г.
Кризис доверия к государству и Президенту стал важнейшей причиной добровольческого ухода Бориса Ельцина в отставку в конце 1999 г.
И выдвижения им в качестве своего преемника Владимира Путина, имевшего незапятнанную репутацию и призванного, по замыслу президентской стороны, спасти и реанимировать режим. Путин справился с задачей, и его избрание президентом в марте 2000 г., обеспечило преемственность российской власти.