Третий период правления Петра I — с 1709 по 1717 гг
Изменения затронули и политику государства в сфере промышленности. Начиная со второй половины 1710-х гг. становилось все более очевидным, что государство не справляется с финансовым содержанием промышленности, поэтому началась передача казенных предприятий в частные руки. И хотя новым владельцам сулили торговые льготы, на деле оказывалось, что у частника не было прав собственности ни на тот… Читать ещё >
Третий период правления Петра I — с 1709 по 1717 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
«В истории России XVIII в. ни одна военная победа не принесла столь богатые плоды, как Полтавская (27 июня 1709 г.), — заметил Е. В. Анисимов. — Россия с этого времени становится значительной фигурой политической Европы». Полтавскую победу считают знаковым событием, после которого изменилось геополитическое положение России. Победа усилила как влияние российского государства на Европу, так и высоко подняла авторитет самого Петра I.
Победителя помпезно встретила Москва: в состоявшемся шествии Петр в сопровождении маршалов Меншикова и Шереметева гарцевал впереди Преображенского полка на той же лошади, на которой участвовал в Полтавском сражении. За полком преображенцев следовала колонна пленных шведских офицеров.
Одним из этапов военной реформы следует считать создание 22 февраля 1711 г. (накануне Прутского похода) Правительствующего сената. Он представлял собой коллегиальный орган из девяти человек с четко очерченным кругом функций. В указе от 2 марта того же года были определены задачи вновь созданного органа: поиски новых источников средств на военные нужды, отправление суда, пополнение офицерского состава армии за счет уклоняющихся от службы дворян, забота о развитии и совершенствовании внутренней и внешней торговли (в частности, с Китаем и Персией), упорядочение откупов. Все сенаторы обладали равными правами и должны были принимать решения коллективно.
Петр со своей харизмой и реформаторскими преобразованиями вывел на государственное поле целую плеяду «птенцов гнезда Петрова» — талантливых, энергичных, амбициозных людей, готовых воплощать идеи своего кумира в практику. Однако по части личных пристрастий к благам далеко не все следовали его примеру. Петр не имел тяги к роскоши и на протяжении ряда лет демонстративно получал из казны то жалование, которое соответствовало его чину, однако такое бескорыстие царя не стало предметом подражания, тем более что новые должности в новых учреждениях, закупки для армии, набор рекрутов, активизация торговли и производства и др. открывали множество возможностей для обогащения. Ни представители «старой» аристократии, ни выходцы из низов не обременяли себя высокими нравственными принципами. Во многом это было связано с теми способами, которыми проводились реформы.
Примерно с 1713 г. Петр развернул беспощадную борьбу с казнокрадами, издав серию указов, в том числе приветствующих доносительство на преступления. (Позднее в закон даже ввели жесточайшую меру наказания за недоносительство. —Прим. авт.). Одновременно с Сенатом был создан институт фискалов, которому поручался контроль за деятельностью чиновников, вплоть до самых высших. В последующие годы немало служащих разных рангов подверглось репрессиям за лихоимство, устраивались публичные казни, вроде казни сибирского губернатора князя М. П. Гагарина. Но победить коррупцию Петр не мог: болезнь проникла в самое сердце государственного организма, поражала самых близких царю людей, много лет пользовавшихся его безграничным доверием, как, например, А. Д. Меншикова.
Поскольку система новой службы только создавалась и описанные выше риски сопровождали ее, необходимы были регламентирующие законы. В марте 1714 г. вышел знаменитый указ «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах», больше известный как Указ о единонаследии. Закон закрепил равенство вотчины и поместья как форм недвижимости. Теперь земельные владения нельзя было делить между всеми наследниками умершего. Недвижимость доставалась только одному из сыновей по выбору завещателя. Петр I был убежден, что в этой ситуации оставшиеся без источника постоянного дохода будут потенциальными служащими или предпринимателями.
Петр высоко ставил профессиональную подготовку и образование пришедшего на государеву службу. Петровский указ запрещал направляемым на учебу за границу дворянам жениться. Поблажек в этом вопросе не делалось никому. А в 1714 г. вышло предписание, запрещавшее дворянским сыновьям жениться до тех пор, покуда они не получат хотя бы начальное образование. Дворяне без образования не могли претендовать на командные должности в армии, а также на руководящие посты на гражданской службе.
Сама служба позже подверглась реформированию и регламентировалась. В 1716 г. Петр лично разработал и представил правительству Устав воинский, который определял устройство и организацию армии, обязанности военнослужащего, основы строевой и полевой службы, военно-уголовные нормы. Действенность и рациональность этого устава предопредели его долголетие — он действовал вплоть до Великих реформ. В условиях «регулярного» государства нормы устава распространялись по сути и на гражданское общество.
Изменения затронули и политику государства в сфере промышленности. Начиная со второй половины 1710-х гг. становилось все более очевидным, что государство не справляется с финансовым содержанием промышленности, поэтому началась передача казенных предприятий в частные руки. И хотя новым владельцам сулили торговые льготы, на деле оказывалось, что у частника не было прав собственности ни на тот завод, который он построил сам, ни на тот, который он получил от государства. Владелец оказывался по существу лишь арендатором, от которого требовалось выполнение казенных заказов преимущественно военного характера. В таком положении вещей были и положительные, и отрицательные стороны. К положительным можно отнести то, что обеспечивались стабильность производства и защита от свободного рынка. К отрицательным — отсутствие конкуренции и как следствие — мотивации к совершенствованию производства.
Аналогичная картина наблюдалась и в торговле, которая также развивалась под жестким контролем государства. Купечество задыхалось под бременем военных расходов, страдало от мелочной регламентации (где, как и чем торговать). Не по душе купечеству пришлась и кампания по переселению в Петербург купцов из разных регионов страны, начатая в 1711 г. В этом году последовал очередной запрет, на этот раз — на вывоз товаров российского экспорта через Архангельск. Новым пунктом был определен Петербург с пока еще плохо налаженной инфраструктурой. Результатом такой политики стало разорение многих купеческих семей.