Сущность, формы и функции исторического знания
Прогностическая функция заключается в возможности предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего. Объектом изучения для истории является вся совокупность фактов, характеризующих жизнь общества, как в прошлом, так и в настоящем. Воспитательная функция способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах. Предметом… Читать ещё >
Сущность, формы и функции исторического знания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сущность История рассматривается, с одной стороны, как процесс развития природы и человечества, а с другой, как система наук, изучающих прошлое и настоящее природы и общества.
Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических источниках. Историческая наука пытается дать целостное представление об историческом процессе в единстве всех его характеристик.
История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупностью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук.
По традиции, «отцом» истории считается Геродот (5 в. до н.э.) — древнегреческий ученый, автор сочинений о Греко-персидских войнах, Египте, жизни и быте скифов.
Объектом изучения для истории является вся совокупность фактов, характеризующих жизнь общества, как в прошлом, так и в настоящем.
Предметом истории является изучение развития человеческого общества как единого противоречивого процесса.
История — наука многоотраслевая, она включает в себя целый ряд самостоятельных отраслей исторического знания: история экономическая, политическая, социальная, военная и т. п. К историческим наукам относятся этнография, изучающая быт и культуру народов, археология, изучающая историю по вещественным памятникам древности.
Кроме того, существуют вспомогательные исторические дисциплины: источниковедение, историография, хронология, метрология, палеография, генеалогия, геральдика и др. Они имеют достаточно узкий предмет исследования и изучают его детально, что способствует более глубокому пониманию исторического процесса в целом.
История подразделяется и по широте изучения объекта: всемирная (всеобщая) история, история континентов, стран, цивилизаций, отдельных народов.
Функции:
- 1. Познавательная функция заключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции историзма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.
- 2. Воспитательная функция способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.
- 3. Прогностическая функция заключается в возможности предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего.
- 4. Функция социальной памяти заключается в том. что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.
- 5. Практически-рекомендательная заключается в том. что на основе исторических знаний возможна выработка научно обоснованного политического курса.